31 марта в гостеприимной Ломоносовке, в литературно-музыкальной гостиной «Элегия»  вновь собрались ценители прекрасной музыки, поэзии и творчества.

Ведущая встречи, поэт Наталья Явилина, сердечно поздравила гостей «Элегии» с началом долгожданной весны (день и вправду выдался на редкость теплый и солнечный) и перечислила имена мартовских юбиляров — литераторов и музыкантов. Наталья напомнила, что в этом месяце состоялось несколько праздников, связанных с творчеством и весенним обновлением: 1 марта – «Мэрцишор», 3 марта – Всемирный день писателя, 21 марта – Всемирный день поэзии, и, конечно же, 8 марта – Международный женский день.

Все эти замечательные даты вдохновили ее на прочтение чудесных стихов русских классиков – Александра Пушкина, Бориса Пастернака, Зинаиды Гиппиус, Игоря Северянина и Марины Цветаевой. Каждый из этих поэтов переживал приход весны по-своему, и у каждого из них был свой Март.

Следующий подарок гостям был музыкальным. Девичий десант из музыкальной школы имени Валерия Полякова под руководством педагога Корнелии Кетрарь исполнил зажигательную песню итальянских партизан-гарибальдийцев Bella Ciao и несколько других, лирических и прекрасных. От дивных девичьих голосов  веяло весной и юностью.

Еще одной яркой поэтической страницей  «Элегии» стало чтение стихов из сборника «Снег и виноград»  Фазиля Искандера, родившегося 6 марта. Светлана Бахрушина – секретарь Союза писателей РМ им. А.С. Пушкина, как всегда артистично и вдохновенно прочла лирические строки малоизвестных широкой публике произведений советского классика. Откровенно говоря, для меня стало открытием то, что Искандер писал стихи, а поискав информацию об этом в интернете, я сделала следующее открытие. Этот сборник стихов – лирический диалог Искандера и его жены Антонины Хлебниковой-Искандер, изданный в честь золотой свадьбы, 50-летнего юбилея их супружеской жизни. То есть, жена писателя была не только его музой, но и сама писала талантливые стихи. Везет же людям: прожить жизнь  в любви и согласии с единомышленником – редкая удача!

И снова вдохновенная музыка. Студенты из музыкального училища им. Штефана Няги, вместе со своим педагогом Инной Делиу, исполнили жизнеутверждающие польку и танго Н. Смирновой,  вальсы Шуберта и Андрея Петрова (из кинофильма «Петербургские тайны»). Это был настоящий праздник юных дарований.

Поэтический блок «Элегии»  познакомил публику с еще одним  литератором, родившимися в марте. Юрий Олеша, которого многие помнят и знают как автора знаменитых «Трех толстяков» и романа «Зависть», был не только прозаиком, но талантливым поэтом! Впрочем, неудивительно, по мнению его друга Валентина Катаева – Олеша был гением метафор, а это особенный поэтический дар. Наталья Явилина проникновенно прочла стихотворения Юрия Олеши о памятнике Пушкину в Одессе, «Пиковая дама», «Моя душа последний атом…». Зал рукоплескал.

И еще один поэт оказался в фокусе внимания. Музеограф Марина Подлесная познакомила гостей с творчеством детской писательницы Ирины Токмаковой. Марина рассказала, что Токмакова писала детские сказки и пьесы, а еще трогательные и забавные стихотворения для детей. Некоторые из них Марина прочла невероятно артистично и даже немножко спела.

Музыкальный критик, поэт и писатель Елена Узун представила гостям «Элегии» американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина. Музыковеду посчастливилось побывать на премьере Концерта для 2 фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина, который состоялся в Кишиневе 3 марта, в рамках фестиваля «Мэрцишор». По ее словам, она была настолько впечатлена этим концертом, что ей захотелось узнать подробности о жизни и творческой деятельности музыканта. Этой информацией Елена щедро поделилась с гостями «Элегии». Интересно, что предки Джорджа Гершвина жили в России, он был внуком петербургского мастера меховых изделий Брушкина, эмигрировавшего в 1892 году с женой и дочерью в США. Джордж был вторым ребенком в семье, где было четверо детей. В 12 лет под впечатлением от встречи с 10-летним скрипачом Максом Розеном начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. А дальше – только вверх, к новым вершинам музыкального Олимпа. Не имея классического музыкального образования, Джордж Гершвин стал виртуозным пианистом и композитором-самородком, автором популярных песен, мюзиклов  и даже оперы.

Публика, собравшаяся в Ломоносовке, с наслаждением прослушала несколько фрагментов из произведений Джорджа Гершвина. Песня Swanee вошла в шоу Эла Джолсона «Sinbad» и имела ошеломляющий успех — Джолсон многократно записывал ее на пластинках и исполнил в нескольких фильмах.  Жемчужину творчества Гершвина — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах» или же «Рапсодия в стиле блюз») прослушали также с большим интересом. А также арию Порги и Бесс из самой масштабной и амбициозной работы в биографии Гершвина, которой стала  «фольклорная» опера » (1935), поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие в написании либретто для оперы.

Печально, что музыкальный гений Гершвина погас очень рано.  В  1937 году у Гершвина обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли. Ему было всего 38 лет.

Справиться с набежавшей грустинкой благодарной аудитории помог постоянный гость Ломоносовки, исполнитель ретро-песен Виталий Моисеенко. Шлягеры советских лет невероятно вдохновили гостей музыкально-литературной гостиной. Как оказалось, многие знали их наизусть и с воодушевлением подпевали Виталию.

Расставаясь, каждый уносил с собой частичку этого весеннего дня, человеческого тепла, радость общения и ощущение прикосновения к чему-то доброму и прекрасному. Исполнилось пожелание Натальи Явилиной, прозвучавшее в начале встречи: «Пусть счастье волнами на всех нас нахлынет…». Как по мне, так эта строка вполне может стать частью нового стихотворения посвященного «Элегии». А вы как думаете?

Елена Чайковская