Под таким названием 27 марта в библиотеке им. М.В. Ломоносова состоялась очередная, уже шестая по счету, лекция из цикла «Модернизм». На этот раз  искусствовед Людмила Куликова рассказывала о художницах-авангардистках. Те, кто несмотря на усталость после рабочего дня, смогли посетить лекцию, получили редкую возможность узнать о  русских художницах, пионерках нового направления в искусстве, которые творили на заре прошлого века.

Амазонки авангарда – это название закрепилось за группой талантливых  художниц, которые внесли значительный вклад в развитие русского авангарда начала XX века. В то время, когда искусство все еще было преимущественно мужской сферой, этим женщинам удалось проложить свой собственный путь, создав уникальные и новаторские произведения.

При этом они не считали себя феминистками, как можно было бы подумать. Европейское феминистское движение подняло их на свой щит гораздо позже,  после выставки в галерее Гуггенхайма в 1999 году. Выставки прошли в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Венеции и Бильбао, их посетил почти миллион человек, а термин «амазонки авангарда» стал общепринятым.

Людмила Куликов пояснила, кому принадлежит авторство этого термина. Поэт и исследователь футуризма Бенедикт Лившиц называл амазонками трех художниц, наиболее известных в художественных кругах в 1930-е годы: Наталью Гончарову, Ольгу Розанову и Любовь Попову. Позже круг амазонок расширился, к этим именам добавились Варвара Степанова и Надежда Удальцова – их работы хорошо известны  в Европе и Америке.

Лектор подробно остановилась на  самых ярких  страницах жизни и творчества каждой из представительниц нового художественного течения. Их истории – наглядный пример равноправия в действии: в работе, в отношениях, во взглядах.

Наталья Гончарова (1861-1962), внучка богослова, переворачивает традиционное религиозное искусство, возвращая ему народные формы в духе неопримитивизма. Ее полиптих «Жатва»  рассказывает об апокалипсисе при помощи языческих образов сбора пшеницы и винограда. В разные годы художница экспериментировала с фовизмом, кубофутуризмом и лучизмом. Жена художника Михаила Ларионова.

Ольге Розановой (1886-1918) было тесно в мире художественных направлений, изобретенных мужчинами, и она придумала свое – цветопись. Ее главная работа «Зеленая полоса» — простое и мощное противопоставление «Черному квадрату» Малевича, но не конец искусства, а динамичная перспектива.

Любовь Попова (1889-1924) смогла применить новаторские идеи русского авангарда в различных областях дизайна: оформляла журналы и ноты, создавала шрифты, театральные декорации и модели одежды и даже сделала кубофутуристический эскиз для росписи фарфоровой посуды. Кроме того, Любовь Попова была теоретиком авангардного искусства, преподавала во ВХУТЕМАСе и разработала для него первую в мире систему обучения дизайну, которую, к сожалению, не успела применить сама, так как умерла очень рано, в 35 лет.

Варвара Степанова (1894-1958) – дизайнер, поэтесса, художница, представительница конструктивизма, была создательницей авангардного советского текстиля. Работала и выставлялась под псевдонимом ВАРСТ. В 1922 году заработала Первая ситценабивная фабрика в Москве, для которой Варвара Степанова и Любовь Попова разрабатывали орнаменты тканей. Они играли с цветами и размерами орнаментов, наблюдая, как изменение цвета и размера узора меняет внешний вид и даже возможности использования материала. Жена и соратница художника Александра Родченко. Работала и

Слушая Людмилу Куликову, я поймала себя на мысли, что наше поколение многим обязано этим художницам. Находки авангардисток в дизайне и других областях производственного искусства определил облик быта советского человека во второй половине века. А вот их живописные работы вскоре оказались под запретом в СССР. На какое-то время амазонки оказались забыты, и, если бы не проект галереи Гуггенхайма, кто знает, как долго о них бы еще не вспомнили.

И еще интересный момент в выступлении Людмилы Куликовой. Она подметила, что  художницы-авангардистки состояли не в домостроевских браках, а в партнерских отношениях. И хотя слово «партнер» стали употреблять применительно к любовным и семейным отношениям только в конце ХХ века, оно точнее всего подходит для описания семейных связей этих талантливых женщин. Они не были женами или музами – они были равноправными партнерами в мощных семейных творческих союзах.

Самое известное из этих партнерств, тандем Гончарова – Ларионов. Они познакомились на первом курсе Училища живописи, ваяния и зодчества. Она ушла к нему из родительского дома, пара сняла жилье, жили весело, но бедно, возможно, поэтому так и не зарегистрировали брак. Вместе переехали в Париж, где расстались, сохранив при этом тесную дружбу, и поддерживая друг друга в творчестве.

Тандем Степанова – Родченко считается идеальной парой русского авангарда. Они тоже познакомились в художественной школе, соединились раз и навсегда, и прожили вместе сорок лет.

Елена Чайковская