Кто-нибудь утром проснется сегодня и ахнет,
   и удивится — как близко черемухой пахнет,
пахнет влюбленностью,
         пахнет любовным признаньем,
жизнь впереди — как еще не раскрытая книга.

Произведения Юрия Давидовича Левитанского пронизаны глубоким лиризмом. В них удивительно органично сочетаются грусть и ирония. Поэтесса Олеся Николаева писала о Левитанском: «В нем была драгоценная любовь к скорбям – amor fati, – которая достается поэтам как крест и как дар. Плакальщик и печальник, наш вечный Пьеро, белая ворона среди здравомыслящих и комильфотных московских поэтов». Его стихи о дружбе, любви, одиночестве, о поиске себя остаются актуальными и в XXI веке.

Юрий Левитанский с родителями

Юрий Левитанский родился в Черниговской области Украины 22 января 1922 года. В школе мечтал быть астрономом. В 16 лет, окончив школу, приехал в Москву и поступил в Институт философии, литературы и истории. Когда началась война, Левитанский добровольцем ушел на фронт. Был пулеметчиком, военным корреспондентом, печатался во фронтовых газетах. Прошел всю войну, был награжден орденами и медалями, однако, богатый военный опыт не стал у него доминирующей темой, как у многих поэтов-фронтовиков. Левитанский написал: «Но что с того, что я там был, в том грозном быть или не быть. Я это все почти забыл. Я это все хочу забыть. Я не участвую в войне — она участвует во мне. И отблеск Вечного огня дрожит на скулах у меня..»

Юрий Левитанский в молодости

В интервью Левитанский признавался: «Я нетипичная фигура. Я давно все зачеркнул. Войну и эту тему для себя лично. Я люблю Европу, Вену, Прагу… Когда в Прагу вошли в 1968-м советские танки, я просто плакал…»

Он был также известен как талантливый переводчик с немецкого, португальского, чешского и других языков, и как автор искрометных пародий на поэтов Леонида Мартынова, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину и Арсения Тарковского.

Вот, к примеру, строки из пародии на Арсения Тарковского: «В лавке грека Ламбринади, Там, где раки Бордолез, Спит селедка в маринаде, Погрузившись в майонез. Но угрюм и неприкаян, Проявляя волчью прыть, По дорогам ходит Каин, Хочет Авеля убить..»

 Песни на его стихи исполняли Татьяна и Сергей Никитины, Елена Камбурова, Валерий и Вадим Мищуки и др. Также песни на стихи Юрия Левитанского можно услышать в кинофильме «Москва слезам не верит»…— Что происходит на свете? — А просто зима.- Просто зима, полагаете вы?
— Полагаю. Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
В ваши уснувшие ранней порою дома.
(Диалог у новогодней елки)

Нельзя обойти молчанием тему женщин, тем более что он был весьма интересным мужчиной и даже почти плейбоем. Были возлюбленные, были жены. Каждая женщина для него была не объектом наслаждения, а завораживающей, непостижимой тайной. В 63 года он встретил 19-летнюю Ирину Машковскую, и между ними завязался любовный роман. Он ее полюбил за молодость, она его — за душу и талант. Он оставил жене свою большую квартиру, библиотеку, деньги и ушел, как говорится, в одних брюках, оставив не только жену, но и троих дочерей, старшая из которых была ровесницей его молодой возлюбленной. Можно себе представить, как все возмущались вокруг и осуждали его. Но Ирина пошла наперекор всем мнениям, и они прожили вместе 10 лет, снимая чужие квартиры, и лишь в последние два года — в собственной, которую дали Левитанскому.

Юрий Левитанский с дочерьми

Каждый выбирает для себя. 

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.

С последней женой Ириной

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох да заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
 

Книги Ю.Д. Левитанского в фондах нашей библиотеки:

Белые стихи. — Москва: Советский писатель, 1991 . – 112 с.

Работы из книги «Белые стихи» (1991), созданной в последние годы жизни, признаны одной из главных вершин творчества поэта.  

Время белых стихов, белизна, тихий шаг снегопада,
морозная ясность
прозрачного зимнего дня,
византийская роспись крещенских морозов
на стеклах души,
как резьба, как чеканка — по белому белым —
дыши не дыши —
не оттает уже ни единый штришок на холодном стекле. 

Письма Катерине или Прогулка с Фаустом : Стихи . – Москва : Советский писатель, 1981 . – 128 с.

Книга Юрия Левитанского отмечена единством замысла, цельностью композиции. Она читается как взволнованный монолог современника, обращенный в будущее. Поэт размышляет о ценности каждой прожитой минуты, его мучит тревога о несделанном, он осмысляет свой жизненный опыт — опыт войны, которую прошел солдатом, опыт сегодняшних своих духовных исканий.

Сюжет с вариантами : кн. пародий с предисл. авт. / Юрий Левитанский ; худож. Виктор Алешин . — Москва : Советский писатель, 1978 . – 119 с. : ил.

Впервые этот зайчик вышел погулять в 1963 году в сборнике «День поэзии». Так что нынешнее издание знаменитых пародий Юрия Левитанского приурочено сразу к двум юбилеям: 90-летию со дня рождения самого поэта и 50-летию появления на свет его бессмертного (несмотря на «умирает зайчик мой») длинноухого героя. Ошеломительный успех пародий Левитанского определил не только его талант поэта, но и мастерство истинного литературоведа — он с ювелирной точностью выявлял, выставлял напоказ и имитировал творческую манеру каждого из своих «клиентов». Эффект оказался необычным для пародиста: в послесловии к книге автор замечает, что если кто и обижается на него порой, так это не те, на кого он написал свои пародии, а те, кого он обделил вниманием. Это удивительно смешно, потому что удивительно похоже.

«…год две тысячи» / Юрий Левитанский. – Москва : Время, 2000 . — 624 с.

В это наиболее полное собрание сочинений Юрия Давыдовича Левитанского вошли все стихи, опубликованные при жизни поэта, включая последний прижизненный сборник ‘Белые стихи’, переводы Брехта, Ийеша, Пессоа и др., а также знаменитые стихотворные пародии ‘Сюжет с вариантами’.Содержание: Стороны света (1959), Земное небо (1963), Кинемотограф (1970), День такой-то (1976), Письма Катерине или прогулка с Фаустом (1981), Белые стихи (1991), Сюжет с вариантами (1978), Близкие ритмы — переводы, Из разных десятилетий, Из неопубликованного.

Годы : Стихи . – Москва : Советский писатель,1987 . – 352 с.

В сборник «Годы» входят стихи из трех книг Юрия Левитанского, изданных «Советским писателем», — «Кинематограф» (1970), «День такой-то» (1976) и «Письма Катерине, или Прогулки с Фаустом» (1981); завершают его стихи из новой книги поэта.
Сборник читается как единая лирическая повесть о жизни нашего современника, дающая к тому же возможность, говоря словами автора, и «прошлое увидеть», и «в будущее заглянуть».

Избранное / Юрий Левитанский. – Москва : Худож. лит., 1982 . – 560 с.

В «Избранное» замечательного советского поэта Юрия Левитанского включено лучшее из написанного им за многие годы поэтической работы. Это стихи из сборников: «Стороны света», «Земное небо», «Кинематограф», «День такой-то», «Письма Катерине или Прогулка с Фаустом», а также книга пародий «Сюжет с вариантами» и избранные переводы. Стихи Левитанского отличает самобытность поэтического рисунка, своеобразие интонации, яркая образность.

Поэт ушел из жизни 25 января 1996 года, через 3 дня после того, как он отпраздновал 74-й день рождения.

Тамара Дунаева