Зинаида Николаевна Гиппиус — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века, являет собой интереснейшую фигуру русской литературы XX в. Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в России, в маленьком уездном городке Белеве. Детство ее проходило в семье юриста, обрусевшего немца. Поэт, прозаик, драматург, литературный критик, мемуарист, общественный деятель, Зинаида Гиппиус, сравнительно недавно, стала читаемым автором на родине. Причиной тому — её неукротимое отрицание всего «советского», активная непримиримость к советской идеологии. В начале прошлого века спорила в переписке с Блоком : в ответ на блоковское : «…поэт должен слышать ветер , разорванный революцией»… яростно отвечала : «Мне — пуля на миг, вам — хлысты и нагайки… на века…!»

«Есть люди, которые как будто выделаны машиной, на заводе, выпущены на свет Божий целыми однородными сериями, и есть другие, как бы «ручной работы», — и такой была Гиппиус. Но помимо ее исключительного своеобразия я, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одаренных поэтесс, которых я встречал». Георгий Адамович

В наше время, отмеченное яркой индивидуальностью, творчество Гиппиус находит живой отклик у современной читающей публики. Ведь недаром А. Блок подчёркивал «единственность» Зинаиды Гиппиус, В. Брюсов считал поэтом, чья оригинальность» восходит к идеям Бодлера, Ницше, первых французских символистов»; В. Ходасевич говорил по выходе в свет книги «Живые лица», что «они сделаются первоисточником по изучению минувшей эпохи», а И. Бунин, по словам критиков, прослушав в чтении автора страницы из дневников З. Гиппиус, был поражён их точностью и силой.

«Она несомненно искусственно выработала в себе две внешние черты: спокойствие и женственность. Внутри она не была спокойна. И она не была женщиной». Нина Берберова

 «Среди истинно культурных художников имя З. Н. Гиппиус занимает видное место. Из писательниц женщин она одна вооружена всем, что составляет основу и мощь утонченной культуры. В этом ее незабываемое значение». Андрей Белый

Интересный факт, муж поэтессы, не менее известный поэт Дмитрий Мережковский, в свое время запрещал супруге писать стихи. Они заключили соглашение, по которому он мог посвятить себя поэзии, а Зинаида прозе. Со временем Мережковский передумал и сам попросил жену снова писать стихи. При этом у Зинаиды Николаевны по сути даже не было полноценного образования. Из-за частых переездов она не смогла посещать учебные заведения в детстве. Грамоте и чтению она училась урывками, но это не помешало ей написать первые стихи в 7 лет. Будучи критиком  писала под псевдонимом Антон Крайний.

Книги из фонда библиотеки:

Гиппиус, Зинаида . Проза поэта  / Зинаида Гиппиус. – Москва : Вагриус, 2000 . – 270 с. 5-264-00303-3

У поэта особое видение мира. Поэт находит особые слова, чтобы его выразить. Поэт облекает свои мысли в особую форму. Порой поэту становится тесно в рамках стиха. Тогда на свет рождается проза поэта. Проза особого качества.

Гиппиус, Зинаида . Воспоминания  / Зинаида Гиппиус. – Москва : Захаров, 2001 . – 461 с. 5-8159-0166-0

Знаменитая русская поэтесса, прозаик, критик, публицист и мемуарист Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в 1869 году в городе Белев Тульской губернии и умерла в 1945 году в Париже. Под этой обложкой напечатаны обе ее книги воспоминаний: «Живые лица» о Блоке, Брюсове, Розанове, Сологубе, Вырубовой и других и» Дмитрий Мережковский», с которым она прожила в браке 52 года, не разлучаясь ни на один день.

Гиппиус, Зинаида . Живые лица / Зинаида Гиппиус. – Санкт-Петербург : Азбука, 2001. – 304 с.  5-267-00298-4

Имя прекрасной поэтессы, прозаика, мемуариста Зинаиды Гиппиус (1869 — 1945) неразрывно связано с именем русского поэта Дмитрия Мережковского, ее мужа, друга, единомышленника. Представляя в серии «Ностальгия» книгу воспоминаний Гиппиус, мы даем читателю возможность узнать о жизни этих интереснейших людей ушедшей эпохи и о людях, встретившихся на их пути.

Гиппиус, Зинаида . [Неизвестная проза]. Т.2 : Чего не было и что было : Неизвестная проза 1926-1930 годов / Зинаида Гиппиус. – Санкт-Петербург : Росток, 2002. – 592 с.  5-94668-010-2

Проза Зинаиды Николаевны Гиппиус эмигрантского периода впервые собрана в настоящем издании максимально полно. Сохранены особенности лексики писательницы, некоторые старые формы написания слов, имен и географических названий при современной орфографии.

Гиппиус, Зинаида . Дневники  / Зинаида Гиппиус. – Москва : Захаров, 2002 . – 364 с. 5-8159-0193-8

Знаменитая русская поэтесса, прозаик, критик, публицист и мемуарист Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в 1869 году в городе Белев Тульской губернии и умерла в 1945 году в Париже. Ее брак с Дмитрием Мережковским продлился 52 года, в течение которых они не расставались ни на один день (поэтому и не существует их переписки). С 1893 по 1940 год она вела дневники, которые являются не только замечательными памятниками литературы, но и уникальными и беспощадными свидетельствами событий и жизни того времени. В этой книге публикуются: «Дневник любовных историй» (1893—1904), «Синяя книга» (1914—1917), «Черные тетради» (1917—1919), «Черная книжка» (1919), «Серый блокнот» (1919), «Варшавский дневник» (1920—1921) и «Коричневая тетрадь» (1921—1925). В них — весь путь, который прошла Зинаида Гиппиус — от беспечной юности до эмиграции в Париж, через Варшаву, в 1920 году, и осознания того, что, вероятнее всего, это — навсегда.

Мнения о Зинаиде Гиппиус до сих пор расходятся, но это не умаляет ее заслуг. Современники называли Зинаиду Гиппиус «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной» за своеобразную красоту, острый язык и смелость.

 «Я ценила нашу дружбу. У Зинаиды Николаевны народ собирался по воскресеньям, но тесный кружок тайно — по средам. К ней можно было прийти, без всяких светских предисловий сказать то, что сейчас интересует, и начать длинный, интересный разговор». Тэффи

Леон Бакст » Зинаида Гиппиус». 1906. Карандаш, мел. Бумага на картоне.
Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю.
("Так есть" 1918)

Тамара Дунаева