… Я писал статьи для газет и журналов, занимался школьными проблемами, играл со своей дочкой, слушал музыку, ходил гулять, думал. А думать — это тоже полезное занятие. Может быть, даже самое полезное из всех других. По-моему, каждый человек должен полчаса в день думать. Это можно делать всюду — сидя за столом, гуляя в лесу, в одиночестве или с друзьями.

Джанни Родари



Вот и пролетело 100 лет со дня рождения легендарного итальянского волшебника Джанни Родари. Эта дата впечатляет — уже не одно поколение знакомо с его творчеством. Он был хорошим рассказчиком и каждый день рассказывал детям какую-нибудь реальную историю из жизни, описанную со светлым чувством ребёнка и отличающуюся своей волшебностью и гениальностью. Поэтому сказочника любят все — дети, родители, бабушки и дедушки.

Джованни Родари родился 23 октября 1920 г. в г. Оменье на севере Италии. Джанни стал писателем почти случайно. Все его детство было наполнено семейным теплом и запахом свежего хлеба — отец был пекарем, а мама торговала в их магазинчике. Но однажды в семье случилось несчастье, и в 9 лет Джанни потерял  отца. Как многие дети, мальчик задумывался о разных профессиях. Сначала он хотел стать художником, ведь он хорошо рисовал, хотя отметки получал плохие, затем музыкантом, потом — изобретателем игрушек.

Из-за потери отца Джанни пришлось перейти в духовную семинарию для бедных семей. Джанни не нравилось там учиться, так как в семинарии заставляли делать нудные вещи, а вот библиотека ему очень понравилась, потому что он очень любил читать. Но это не мешало ему также рисовать, играть на скрипке, писать стихи.

В 17 лет юноша получил диплом учителя начальных классов и устроился на работу. Родари очень любил детей, и дети отвечали ему взаимностью. Как говорил он сам, к преподаванию он не был готов, просто каждый день он рассказывал ученикам реальные истории из жизни в сказочном свете и получалось у него это необыкновенно. Дети были в восторге от учителя. Как он сам говорил: «Учитель не дрессировщик, а человек взрослый рядом, чтобы помочь развить лучшие качества и навыки в каждом из них». Параллельно с работой Джанни начал посещать лекции на филологическом факультете в Милане. Уже в 1948 начинает карьеру журналиста, и ему поручают вести детскую рубрику. В последующие годы он начал совмещать журналистскую и литературную деятельность. Много раз приезжал в Россию, где его произведения стали очень популярны и где книги его выходили в печать раньше, чем в самой Италии. На родине его не печатали, т.к. католическая церковь запретила читать его сказки порядочным прихожанам, назвав его еретиком. Когда однажды он вошел в игрушечный магазин со своей дочкой Паолой, то был очень удивлен, увидев множество персонажей из своих сказок. Именно он придумал «лукового мальчика», который известен всем. Про игрушки он говорил, что они так же важны, как и книги, если бы это было не так, ребята их бы не любили. «Я пытался делать игрушки, затем «игрушки» из слов превратились в миллионы игрушек по всему миру».

В своих сказках он не использовал магию, не создавал лёгких путей. Напротив, героями его сказок становились обычные люди (или овощи), которые боролись за свои права честностью и смелостью. Детей особенно привлекало в произведениях Родари то, что его герои были живыми, настоящими. Он не хотел создавать идеального ребенка, который всегда делает только то, что нужно, нет. Его персонажи баловались, хулиганили и во все «совали свой нос», как и свойственно настоящим детям.

Новые сказки по телефону / Джанни Родари ; пер. с итал. И. Г. Константиновой ; ил. Вл. Канивца. – Москва : Эксмо, 2018. – 144 с.

ISBN 978-5-699-82319-2

Дни летят, как листочки отрывного календаря, пробегают недели, а мы едва успеваем что-нибудь разглядеть. Так иногда бывает и в кино: механик пустит картину слишком быстро: дома, люди, машины, лошади так и замелькают перед нашими глазами, а когда лента наконец успокоится и пойдет с обычной скоростью, то, оказывается, многое уже позади и всё на экране изменилось.

Джельсомино в Стране лжецов / Джанни Родари ; пер. с итал. Александра Махова ; ил. Рауля Вердини. – Москва : Эксмо, 2018. – 160 с.

ISBN 978-5-699-92732—6

Вторым самым известным произведением Родари стал «Джельсомино в Стране лжецов». В этой книге писатель осудил самый страшный, по его мнению, порок человека — ложь. «Мне кажется, что самые опасные враги человечества — это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец — это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца — тот голос, от которого дрожат оконные стекла», — так и появился на свет мальчик Джельсомино, чей голос был способен разрушить стены

Приключения мальчика Джельсомино, который обладал волшебным голосом, начались, когда он попал в страну, где было запрещено говорить правду. Кошкам запрещалось мяукать,а все новости жители страны узнавали из газеты «Образцовый лжец». Впервые сказку опубликовали в 1959 году с иллюстрациями Рауля Вердини, именно его рисунки вы видите в этой книге.

Путешествие Голубой Стрелы / Джанни Родари ; пер. с итал. Ю. Ермаченко ; ил. И. Панкова. – Москва : Эксмо, 2019. – 224 с.

ISBN 978-5-699-79385-3

В свободное время, когда покупателей не было Франческо и Кнопка играли вместе новыми игрушками, которые Фея привезла к следующему Новому году. Это был все новый народ, незнакомый Кнопке: реактивные самолеты, ружья, стреляющие сжатым воздухом, огромные океанские пароходы с сотнями пассажиров. Со всем этим народом Кнопка не разговаривал. Все они были молчаливые и неподвижные и не желали вступать в разговор.

Приключение Чиполлино / Джанни Родари ; ил. Михаила Майофиса ; пер. с итал. З. М. Потаповой. – Москва : Эксмо, 2015. – 240 с.

ISBN 978-5-699-82846-3

– Бедный ты мой отец! Тебя засадили в каталажку, как преступника, вместе с ворами и бандитами!..
– Что ты, что ты, сынок, – ласково перебил его отец, – да ведь в тюрьме полным-полно честных людей !
– А за что же они сидят? Что плохого они сделали ?
– Ровно ничего, сынок. Вот за это-то их и засадили. Принцу Лимону порядочные люди не по нутру .
– Значит, попасть в тюрьму – это большая честь? – спросил он.
– Выходит, что так. Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане.

Наталья Руссева