Говорили на очередном из заседаний Клуба «Unioversul» – 929-м по счету (!) – в минувшее воскресенье, 17 марта. Март – это месяц весны, это праздник женщин, молдавского Марцишора и православной Масленицы. Понятно почему на традиционной «разминке» клуба звучали шутливые и лирические стихи именно об этом. А мужчины попрактиковались еще в поздравлениях «девочкам советского года рождения», и конкретно Надежде Донцу, появившейся на свет в этом весеннем месяце.

Удивительный Крылов

Под таким название подготовила доклад член клуба Наталья Науменко — инженер-проектировщик по профессии, филолог-литературовед по призванию. Литературоведческие исследования Натальи Дмитриевны отличаются глубиной и особым проникновением в тему. Слушать их – одно удовольствие.

Биография писателя и публициста, трудности его жизненного пути, анализ некоторых басен, их декламация – все это было одновременно познавательно и увлекательно.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году, но еще ребенком покинул Первопрестольную. Во времена пугачевщины его отец, Андрей Прохорович Крылов, служил комендантом Яицкой крепости. Спасаясь от бунтовщиков, мальчик вместе с матерью выехал в Оренбург, однако город вскоре был осажден. Воспоминания баснописца об этих страшных событиях остались в записках Пушкина:

«На их двор упало несколько ядер, он помнит голод и то, что за куль муки заплачено было его матерью (и то тихонько) 25 р.! Так как чин капитана в Яицкой крепости был заметен, то найдено было в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить, и имя Крыловой с ее сыном».

Когда Андрей Прохорович вышел в отставку, семья переехала в Тверь, где Крылова-старшего назначили председателем магистрата. Спокойная жизнь длилась недолго, после смерти отца семья оказывается в тяжелом положении. Бедность не позволила Ивану Андреевичу получить полноценное образование, и грамоту он постигал по отцовским книгам, а французский язык — благодаря занятиям в семьях состоятельных соседей.

В личной жизни Крылова есть несколько «темных» периодов. Так, биографам до сих пор точно неизвестно, чем он занимался с 1794 по 1796 год, а также с 1803 по 1805-й. Известно, что литератор увлекался карточной игрой, за что ему однажды даже запретили появляться в обеих столицах.

Некоторое время Иван Крылов служил в имении Зубриловка князя Сергея Федоровича Голицына в качестве секретаря и воспитателя его детей. Там была написана шуточная трагедия «Подщипа», напечатанная сначала за границей. Воспоминания о пребывании Крылова в Зубриловке сохранились в мемуарах Филиппа Вигеля.

Современники говорили об Иване Андреевиче Крылове как о человеке, наделенном множеством талантов. Тот же Вигель называл его и поэтом, и хорошим музыкантом, и математиком.

Крылов не переставал учиться даже в очень преклонном возрасте, когда освоил древнегреческий язык. В творчестве же, пройдя разные этапы литературной работы, он нашел свое призвание лишь в 36 лет.

В 1805 году Крылов показал Ивану Ивановичу Дмитриеву, известному баснописцу той эпохи, свои переводы двух басен Лафонтена. Дмитриев даже обрадовался появлению конкурента, сказав, что тот наконец-то нашел «истинный род» занятий.

Начинал Иван Андреевич действительно лишь с переводов, однако позже появились и тексты на оригинальные сюжеты. Всего он написал 236 басен, которые вошли в девять пожизненных сборников. Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» — о войне с Наполеоном), и разлагающиеся «устои» общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), мотовством, непрактичностью и многим другим.

Однако, несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трех самодержцах, в эпоху правления которых он жил, и удивить весь Петербург празднованием 50-летнего юбилея писательской деятельности.

Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, в день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Ненавижу мужчин!

Заключил 929-е заседание «Универсула» его председатель Анатолий Лабунский фильмом об актрисе Элине Быстрицкой под интригующим названием «Ненавижу мужчин!».

Фильм о любви и творчестве, о ненависти и бытовых неурядицах великой актрисы вызвал споры по окончанию просмотра. Кто-то считал, что слишком глубоко залезать в личную жизнь замечательной актрисы не следовало, другие говорили, что перипетии жизни лучше объясняют творческий путь Элины Быстрицкой.

Элина Авраамовна родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье. Родители: военный врач-инфекционист, капитан медицинской службы Авраам Пейсахович (Петрович) Быстрицкий и больничный повар Эсфирь Исааковна Быстрицкая.

В детстве жила с родителями в Киеве в доме бабушки со стороны отца по улице Караваевской, № 1, но перед самой войной отец получил новое назначение в Нежин, где заведовал санитарно-эпидемиологической станцией и занимался научной работой[7].

Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в Астрахань, где училась на курсах медсестёр, и с 13 лет работала санитаркой и лаборанткой во фронтовом передвижном эвакогоспитале сначала в Актюбинске, потом в Сталино и Одессе, где жила с матерью (работавшей в этом же госпитале) и сестрой. В ноябре 1944 года они вернулись в Нежин, где после Победы к ним присоединился отец, служивший в годы войны в действующей армии, а затем во фронтовых госпиталях. После войны Быстрицкую наградили орденом Отечественной войны II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В 1945 году поступила в Нежинскую акушерско-фельдшерскую школу (ныне Нежинский медицинский колледж), которую окончила в 1947 году и в том же году уехала с семьёй в Дрезден, куда был направлен отец. Оттуда отца перевели в Вильнюс, а Элина с сестрой вновь вернулись в Нежин.

В конце 1940-х начала заниматься в художественной самодеятельности. Окончила балетный класс при музыкальной школе. По настоянию отца в 1947 году поступила на филологический факультет в Нежинский государственный педагогический институт имени Н. В. Гоголя. Через год оставила учёбу, переехала к бабушке в Киев и поступила на актёрский факультет в Киевский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого на курс Л. А. Олейника, который окончила в 1953 году. Во время учёбы работала ассистенткой у иллюзиониста Э. Т. Кио.

18 сентября 1953 года была зачислена в штат Вильнюсского русского драматического театра, где уже 14 ноября дебютировала в главной роли в пьесе А. Н. Арбузова «Таня»; 28 января 1956 года покинула театр по собственному желанию. В 1956—1958 годах — актриса Московского драматического театра имени А. С. Пушкина.

С 1958 года по 2012 год — в труппе Малого театра (Москва), сначала по договору, а с марта 1959 года с зачислением в штат. Дебютом в театре была роль леди Уиндермир в спектакле «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда (1959). Затем в 1965 году сыграла в той же пьесе миссис Эрлин.

В 1998 году работала в Московском драматическом театре имени М. Ермоловой.

Начала сниматься в кино в 1950 году. Исполняла роли Лены Алексеенко в фильме «В мирные дни», (1950), Елизаветы Максимовны («Неоконченная повесть», 1955), Аксиньи («Тихий Дон», 1957—1958), Лёли («Добровольцы», 1958), Ксении Румянцевой («Всё остаётся людям», 1963) и другие. По опросу читателей газеты «Советская культура», была названа лучшей актрисой 1955 года.

Большую известность принесла роль Аксиньи («Тихий Дон», 1957—1958). Элина Быстрицкая вспоминает: «Была огромная зрительская почта. Но одно письмо, помню, было совершенно особенное — послание от тридцати старейшин донских казаков. Они писали, что просят называться Аксиньей Донской».

С конца 1960-х годов отказывалась сниматься в кино, считая предлагаемые роли недостаточно серьёзными[13]. Вернулась на экраны в начале 1990-х, сыграв в эпизодических ролях в перестроечных фильмах, таких как «Семь дней после убийства», «Бравые парни» и других.

Что касается личной жизни, то Элина Быстрицкая была замужем лишь за одним мужчиной – ее супругом стал сотрудник Министерства внешней торговли СССР Николай Кузьминский. Актриса встретилась с ним в 1958 году в гостях у общих друзей. В мемуарах она писала: «Свою личную жизнь я не хочу делать темой отдельного разговора, скажу лишь одно: я вышла замуж по любви. <…> Влюбилась я тогда со всей пылкостью своей натуры. Любовь буквально обрушилась на меня…»

Николай Кузьминский сделал Быстрицкой предложение через четыре дня после знакомства. Артистка согласилась, и в том же месяце они сыграли свадьбу. Вместе Кузьминский и Быстрицкая прожили 27 лет. Однако в 1985 году они развелись, поскольку Элина узнала о постоянных изменах мужа.

И после этого актриса до самой смерти жила с компаньонкой – ее продюсером Ксенией Рубцовой, которая в итоге присвоила себе наследство актрисы. 91-летняя Элина Быстрицкая скончалась в апреле 2019 года после продолжительной болезни.

С тех пор не утихают скандалы, связанные с ее наследством. Как выяснилось в ходе следствия, Рубцова познакомилась с Быстрицкой за несколько лет до её смерти. Мошенница стала близкой подругой актрисе, а когда получила доступ к деньгам на счетах, стала их тратить.

В 2020 году суд вынес приговор Ксении Рубцовой. За присвоение роскошного наследства кинодивы в 35 миллионов рублей мошенница провела 3,5 года в колонии общего режима.

Наталья Силицкая

Фото: https://www.culture.ru, Наталья Силицкая