Одноименную лекцию в рамках темы «Модернизм в искусстве» (уже пятую!) провела искусствовед Людмила Куликова в библиотеке им. Ломоносова 28 февраля. И вновь в зале был аншлаг.

Художественный метод госпожи Куликовой – объяснение через сравнение, подведение к пониманию через то, что более знакомо, через неожиданные параллели в разные виды искусства, экскурсы в прошлое и будущее. При этом она рассказывает о личной жизни и знакомствах художников, об обстоятельствах, явившимися истоками стиля и направления конкретного живописца или скульптора. В результате все, что она представляет, легко постигается и запоминается. Поэтому так много желающих побывать на ее лекциях.

На этот раз лекция Людмилы Куликовой была посвящена такому течению как кубизм. Начала она с французского живописца Поля Сезанна с его знаменитым натюрмортом «Яблоки и апельсины», написанного в 1899 году.

Затем лектор сфокусировала внимание на Пабло Пикассо, в творчестве которого был и такой период как кубизм (самые известные работы «Авиньонские девицы», «Девушка с мандолиной»).

Людмила рассказала о французском художнике, графике, скульпторе и декораторе Жорже Браке, который наряду с Пикассо считается основателем данного направления. (Посмотрев именно на его работы, Анри Матисс воскликнул «Посмотрите, маленькие кубики!»), а критик Луи Воксель дал название новому направлению кубизм.

Искусствовед так же упомянула работы учеников Сезанна и Пикассо – Пьера Боннэра и Хуана Гриса (о котором написала критическую работу американская писательница и коллекционер Гертруда Стайн.).

А затем, перейдя к французскому живописцу, мастеру декоративного искусства, скульптору и кинорежиссеру Жосефу Фернану Леже и его супруге, тоже художнице Наде Ходасевич-Леже, плавно подвела присутствующих к кинематографу и балету, подчеркнув, какое влияние на все французское искусство оказали «Русские сезоны» Сергея Дягилева.

Что касается кино, то сценография и художественное оформление ленты «Интервью с вампиром» Нила Джордана явно навеяны творчеством Врубеля. А фильм Эмира Кустурицы «Герника» — вообще, по сути, реплика на одноименную работу Пикассо.

Особое место госпожа Куликова уделила русскому художнику-кубисту – живописцу и скульптору – Александру Архипенко, о котором она уже говорила и в прошлых своих лекциях. Его «Гондольер» — одновременно яркий пример кубизма, но в то же время, эта живопись имеет свою, особенную пластику. Что касается скульптуры, то известна его «Женщина, расчесывающая волосы», где он придумал и использовал метод «негативной пустоты», когда вместо какой-то части тела используется не материал, а пустота, пространство в материале. В данном случае голова девушки образована пространством ее изогнутой руки.

К слову, этот художник родом из Киева. И одна из его последних работ, заказанных ему украинской диаспорой в Америке – скульптура украинского писателя Тараса Шевченко.

Словом, с лекций Людмилы Куликовой зрители расходятся неохотно и еще долго обсуждают услышанное, переполненные впечатлениями и жаждой новых познаний.

Текст и коллаж — Наталья Силицкая

Фото: Оксана Русу, Маргарита Щелчкова