«Вечера на хуторе близ Диканьки» — 190 лет со времени выхода в свет второго тома (1832). «Мертвые души» — 180 лет со времени издания первого тома поэмы (1842). «Шинель» — 180 лет со времени публикации петербургской повести (1842).

Николай Васильевич Гоголь (1.04.1809 — 4.03.1852) – русский писатель, критик, публицист, драматург. Родился он в Малороссии в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, входившей тогда в состав Российской Империи. В 19 лет он приехал в Петербург с твердым намерением добиться успеха в деловой или общественной сфере, так как в душе ощущал силы и возможности для этого, благодаря своим знаниям и первым поэтическим и прозаическим произведениям. Нельзя сказать, что его мечты не осуществились, так как он, обладая исключительной памятью, служил чиновником на государственной службе Удельного ведомства, в III Отделении, преподавал в Патриотическом институте Петербурга. Но любовь к литературе, театру, интерес к комедии и сатире преобладали в его характере. Он искал возможность выразить свои чувства, мысли и наблюдения, которые он ощущал, приехав и живя в России. Многолетняя дружба связывала писателя с А. О. Смирновой, близкой знакомой известных русских писателей своего времени, написавшей «Воспоминания о Н. В. Гоголе».

«…Он вообще не был говорлив и более любил слушать мою болтовню. Вообще он был охотник заглянуть в чужую душу. Я полагаю, что это был секрет, который создал его бессмертные типы в «Мертвых душах». В каждом из нас сидит Ноздрев, Манилов, Собакевич и прочие фигуры его романа…»

   «…Никто так не читал, как Гоголь, и свои и чужие произведения. Мы смеялись неумолкаемо. В нем был залог великого актера. Мы смеялись, не подозревая, что смех вызван у него плачем души любящей и скорбящей, которая выбрала орудием своим смех…»

«…я читала с восторгом «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они так живо переносили меня в нашу великолепную Малороссию. Оставив восьми лет этот чудный край, я с необыкновенным удовольствием прислушивалась ко всему, что его напоминало, а «Вечера на хуторе» так ею и дышат. С ним в это время я обыкновенно заводила разговор о высоком камыше, о бурьяне, белых журавлях с красным носиком, которые при захождении солнца прилетают на знакомые хаты, крытые старновкой, о том, как гонит плечистый хохол с чубом лошадей в поле, и какая пыль поднимается их копытами. Потом заводилась речь о галушках, варениках, пампушках, коржиках, вспоминали хохлацкие песни…» /А. О. Смирнова-Россет «Воспоминания о Н. В. Гоголе»/

Из письма  Гоголя:

 «Скажу вам одно слово относительно того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, было одно время предметом ваших размышлений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянином перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро наделены Богом, и, как нарочно, каждая из них в отдельности имеет в себе то, чего нет в другой».

По фразам из книги и их переписки мы можем судить и о характере Гоголя, и о том, какое впечатление производили на современников его произведения.

С этими книгами-юбилярами можно еще раз познакомиться в библиотеке:

Гоголь Н. В. Мертвые души; Повести / Николай Гоголь. – Москва : Эксмо, 2017. – 768 с.

Автор назвал свое произведение поэмой. В предисловии к нему он обращается к читателю:

«В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях».

Первый том был издан в 1842 году, второй том практически полностью уничтожен автором, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том не был начат, о нём остались только отдельные сведения. В поэме рассказывается о чиновнике, Павле Ивановиче Чичикове, сыне небогатого дворянина, который поставил себе цель – «пробиться в люди» и разбогатеть. В какой-то тяжелый момент его жизни ему пришла в голову идея покупки так называемых мёртвых душ — крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам, за которые он получит большую денежную ссуду. Сюжет произведения был подсказан Гоголю Пушкиным, который узнал о некоторых фактах во время кишинёвской ссылки.

Характеры, быт, истории жизни героев «Мёртвых душ» — представителей разных сословий России XIX века – описаны и беспристрастно, и с юмором, и с раздумьем о судьбах людей и России вообще. Конечно, служба чиновником и его личные наблюдения послужили материалом для описания правдивой картины жизни России второй половины XIX века. Гоголь верит в светлое будущее, ведь недаром второй том был задуман как «нравственное очищение Чичикова».

Гоголь Н. В. Похождения Чичикова, или Мертвые души: Поэма: Иллюстрированное энциклопедическое издание / Н. В. Гоголь ; ред.: В. Бутромеев. – Москва : Белый город, 2005. – 607 с. : ил.

Это издание классического произведения Н. В.  Гоголя «Мёртвые души» является уникальным. Помимо самого текста, снабженного иллюстрациями на каждой странице, в этой книге вы найдете позднейшую авторскую редакцию второго тома «Мёртвых душ», обширный справочно-библиографический аппарат, что делает эту книгу не только хорошим подарком, но и прекрасным пособием для учащихся школ и вузов.

Еще одно произведение Гоголя «Шинель», написанное под влиянием  воспоминаний первых лет его пребывания в Петербурге, не может оставить никого равнодушным: ему были знакомы жизнь и проблемы людей, занимавших не высокие должности, он сам в одном из писем домой признавался: «… до сих пор я не в состоянии был сделать нового не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы».

Участь Акакия Акакиевича (по гречески это имя — незлобивый) удручает гораздо больше, чем происшедшее с персонажем из анекдота или реального случая, услышанного Гоголем ранее – о человеке, долгое время копившем на желанное ружье, случайно его потерявшем, которого, можно сказать, спасли от смерти его друзья, подарив ему новое. По воспоминаниям присутствующих «… все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову». Тема «маленького человека» в литературе продолжали такие писатели, как Ф. М. Достоевский,  А. П. Чехов, М. Зощенко, В. М. Шукшин и другие.

Гоголь Н. В. Петербургские повести : Невский проспект; Нос; Портрет; Шинель; Записки сумасшедшего; Взгляд критики / Москва : Русский путь, 2004. – 348 с.

В книгу вошли произведения Н.В. Гоголя, со временем объединенные литературной критикой в цикл «петербургских повестей»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», а также ранняя редакция «Портрета» (1835). В разделе «Взгляд критики» представлены статьи русских литераторов и философов В.В. Розанова, Д.И. Чижевского, Б.М. Эйхенбаума, В.В. Гиппиуса, В.В. Набокова и др.

И все же любимая Гоголем Малороссия с ее традициями, преданиями, о которых он часто спрашивал в переписке с родными, оставила нам то, что мы любим, перечитываем и то, что послужило основой многих теле — и кино — постановок уже в наше время – «Вечера на хуторе близ Диканьки»:

2001 год – кинокомедия-мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», 2004 год – кинокомедия-мюзикл «Сорочинская ярмарка».

В 2017 г.  фильм «Гоголь. Начало», 2018 г. –  фильмы «Страшная месть» и «Вий», 2019 год – телесериал «Гоголь». В основе сюжетов этих фильмов лежат не только произведения Николая Гоголя, но также те легенды о его личности, которые родились ещё при жизни писателя. А в более ранние годы – фильмы режиссера А. Роу, мультфильмы, опера П. И. Чайковского «Черевички».

Но все же без прочтения его «Вечеров» невозможно познакомиться с живой, колоритной речью героев этих повестей, в которых действуют и ведьмы, и черти, и колдуны из народных легенд и преданий. Этот цикл состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 4 повести, рассказанные выдуманным автором персонажем – пасечником Рудый Панько:

 «Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасечника Рудого Панька.» /Предисловие к повестям/

Через Диканьку (в то время она принадлежала князю Кочубею) лежал путь в Малороссию, и по преданию там проезжали Екатерина II и  Александр I. Недалеко от этого находилось и имение Гоголей-Яновских. Персонажи из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» полюбились всем сразу и до сих пор будят воображение:

 «Ночь перед Рождеством» — В ночь перед Рождест­­­­­­­вом черт решает напоследок напакостить людям. Его планы нарушает влюбленный молодой кузнец, который седлает черта и отправляется в Петербург – добывать черевички для своей ненаглядной. А. С. Пушкин писал о «Вечерах»: «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился». Ему вторил Баратынский: «Еще не было у нас автора с такою веселою веселостью… Слог его жив, оригинален, исполнен красок и вкуса». Страшное и смешное, реальное и мистическое удивительным образом соседствуют на страницах этих бессмертных повестей, а богатый, образный и точный язык по праву позволяет отнести это сочинение Гоголя к настоящим сокровищам русской литературы

«Страшная месть» — Появление колдуна приводит к страшной трагедии в семье славного казака Данилы Бурульбаша. Зло не может остаться безнаказанным, и безжалостного старика ожидает справедливое наказание за все его прегрешения.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» — Мелкопоместный дворянин Иван Федорович Шпонька выходит в отставку с армейской службы и возвращается в своё имение. Им управляет его энергичная, хозяйственная тетушка Василиса Кашпоровна. В пользу Шпоньки имеется завещание на смежный с его землями луг размером десятин в двадцать. Но эта бумага находится у его соседа, который не хочет её отдавать. Оборотистая тетушка составляет план женить Ивана Федоровича на одной из его сестёр и везёт племянника к ним в гости. Узнав о планах Василисы Кашпоровны, робкий, застенчивый Шпонька приходит в такое волнение, что начинает видеть во снах жён с гусиными лицами. К сожалению, здесь эта повесть обрывается.

«Заколдованное место» Дед Максим неожиданно сталкивается с проделками нечистой силы. Он страстно мечтает о кладе, но в место золота получает котел с мусором.

Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь; ил. А. Г. Слепкова. – Москва : Эксмо, 2012. – 120 с.: ил.

Классическая повесть Н.В. Гоголя с самобытными иллюстрациями. Такое издание украсит любую книжную полку. Для старшего школьного возраста.

Гоголь Н. В. Миргород; Вечера на хуторе близ Диканьки / Н. В. Гоголь. – Москва : Дрофа, 2007. – 543 с.

В книгу вошли сборники повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». В разделе «Приложение» помещена статья о творчестве Гоголя.

Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки : Повести, изданные пасичником Рудым Паньковым / Н. В. Гоголь. – Санкт-Петербург : Изд. группа «Лениздат», «Команда А», 2014. – 285 с.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первое крупное произведение Николая Васильевича Гоголя, которое сразу же принесло ему известность и признание собратьев по перу.

Светлана Кириллова.