Луиджи Пиранделло (итал. Luigi Pirandello; 28 июня 1867; Джирдженти, сейчас Агридженто — 10 декабря 1936, Рим) — итальянский писатель и драматург. В 1929 году Пиранделло был награждён Академической премией Италии. В 1934 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

Луиджи родился 28 июня 1867 года в Агридженто в богатой семье. Его отец Стефано был владельцем серных копей, а мать Катэрина принадлежала богатой буржуазной семье. Обе семьи участвовали в борьбе против монархии. Начальное образование маленький Луиджи получил на дому, большое влияние на него оказали сказки и легенды, которые рассказывала ему пожилая служанка Мария Стелла. По настоянию отца поступил в техникум, но потом изменил свою специализацию на гуманитарную. В 1880 семья переехала в Палермо, где Луиджи окончил гимназию. Там же, он увлёкся чтением художественной литературы, в особенности поэтов XIX века. В этот же период, начинает писать первые стихи. В 1886 он поступает в Университет Палермо на факультет юриспруденции и филологии. В 1887 Пиранделло продолжил обучение в Риме на филологическом факультете. Переехав в Бонн на два года, увлёкся немецкими классиками и переводил их на итальянский язык.

Литературную деятельность начал в 1889 году. С 1890 года жил в Риме, где познакомился со многими писателями и журналистами. В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии, исследуя диалект родного Агридженто. В том же году, начинает писать художественные произведения. Пиранделло по совету отца, женился на Антоньетте Портулано, девушке из зажиточной семьи. Брак состоялся в 1894, у них родились два сына и дочь. В 1897 он начал деятельность в Istituto Superiore di Magistero di Roma, где преподавал итальянский. В 1898 вместе с Итало Фальбо и Уго Флересом основал журнал «Ariel», в котором печатал свои работы. Жизненное кредо писателя заключено в простой фразе:

Каждый может быть героем временами, но джентельменом ты обязан быть постоянно.

Пиранделло и театр

Первую театральную пьесу Пиранделло написал в 1910 году, затем в 1915 году создал пьесу «Если это не так…» («Право для других»). Сюжеты пьес основаны на написанных им новеллах. В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте такие как «Лиола» (1916). Позднее, они уступают место философско-психологическим драмам на итальянском языке. Мировую известность Пиранделло принесла пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), которая ставилась на лучших театральных сценах. Основные темы пьесы — связи и противоречия между реальностью и воображением, искусством и жизнью, трагедия навязанного образа «маски». Пиранделло использовал прием «театра в театре». В пьесе «Обнажённые одеваются» автор критикует буржуазное ханжество. В этой пьесе, также, есть образ масок. В пьесах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930) остутствует грань между реальностью и иллюзией. В исторических драмах «Генрих IV» (1922) «Жизнь, которую я тебе даю» (1924) автор бунтует против действительности. В 1925—1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где ставил свои пьесы и работы итальянских и зарубежных драматургов. Помощь в получении должности, он получил от Муссолини, с которым был знаком, и даже являлся членом фашистской партии. В 1927 он публично вышел из партии.

Кадры из театральных постановок по мотивам пьес Пиранделло: «Шесть персонажей в поисках автора», «Это так (если вам так кажется)», «Генрих IV», «Лиола», Театр имени «Л. Пиранделло» (Италия):

Литературная деятельность

В творческом наследии Пиранделло значительное место занимают новеллы, поражающие тонким знанием человеческой души. В литературу он вступил как поэт. Издал первый сборник поэзии «Радостная боль» в 1889. Первый сборник новелл «Любовь без любви» выпустил в 1894 году. Творчество Пиранделло в значительной степени связано с литературным течением «веризм» (итал. vero — правдивый) и «гротеска» (итал. grottesco — причудливый).

Общество как объект критики, предстаёт в новелле «Тесный фрак», в котором профессор, приглашенный на свадьбу ученицы, становится свидетелем общественных предрассудков. Бунт против предрассудков, автор демонстрирует и в новелле «Свисток поезда», где счетовод уходит в иллюзорный мир. Социальные противоречия стали объектом критики Пиранделло в новелле «Веер», где крестьянка включается в борьбу за жизнь. В романе «Вертится» автор пишет о бессмысленности человеческого существования. В романе «Отверженная» (1901) автор продолжает критиковать общество и социальные предрассудки, изображая женщину, которая пытается стать самостоятельной и становится объектом насмешек со стороны окружающих. Политическую борьбу автор высмеивает в новеллах «Его величество» и «Дурак», показывая комичность политических интриг. В автобиографических романах «Старые и молодые» (1909) и «Снимается кино» (1915) писатель придерживается направлений пессимизма и гуманизма. В сборнике «Новеллы на год» (1922) автор стремится показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт. В новелле «Все как у порядочных людей» главный герой покоряет жену любовью и прощает её измену, показывая свой гуманизм. В последнем философском романе «Один, ни одного, сто тысяч» автор выражает мысль, что в человеке нет одного образа, всё зависит от восприятия других людей.

Экранизации

1971 — Кувшин (СССР, реж. Ираклий Квирикадзе)

1972 — Как прежде, но лучше, чем прежде (Франция, реж. Ив-Андре Юбер)

1984 — Хаос (Италия, реж. братья Тавиани)

1999 — Кормилица (Италия, реж. Беллоккьо Марко)

2010 — Счастливое семейство (Италия, реж. Габриэле Сальваторес)

Рекомендации

Три мысли горбуньи

«Наша благословенная жизнь полна самых бесстыдных нелепостей, и малых и больших, но она обладает тем бесценным преимуществом, что совершенно спокойно обходится без глупейшего правдоподобия, которому искусство считает себя обязанным подчиняться».
Грустная история горбуньи Клементины, которая живет в новой квартире, ее окна выходят на спокойную и чистую площадь. Она работает с утра до вечера, изящно и ловко делает коробочки и красивые мешочки для свадеб и рождений. У нее есть добрая сестра Лауретта, которая работает в салоне мод. Однажды из окна Клементина увидела молодого юношу, сидящего на мостовой, напротив ее улицы. Ей предстоит узнать, кто же этот таинственный незнакомец.

Новеллы

В содержание входят известные произведения Л. Пиранделло: «Брачная ночь», «Дым», «В защиту Меолы», «Счастливцы», «Веер», «Обнаженная жизнь» и другие.

Новеллы Пиранделло содержат описания провинции, быта сицилийских деревень и местечек. Главные герои произведений — крестьяне, провинциальные интеллигенты, мелкие чиновники, иногда маленькие, иногда несчастные, иногда смешные или отвратительные люди.

Ссора с патриархом

Сборник включает произведения классиков итальянской литературы конца XIX — начала XX века: Дж. Верги, Л. Пиранделло, Л. Капуаны, Г.Д’Аннунцио, А. Фогаццаро и Г. Делледы.

В них авторы показывают противоестественность религиозных запретов и фанатизм верующих, что приводит человеческие отношения к драматическим конфликтам, прослеживается отрицательная роль религии в жизни человека.

Избр. проза в 2-х томах. — Ленинград : Худ. лит., 1983.

В первый том издания вошли новеллы 1896-1905 гг. «Свет и тьма», «Хозяин Господь», «Сицилийские лимоны», «Восход солнца», «Званый обед». Во второй том вошли новеллы 1907-1936 гг. и роман «Кто-то, никто, сто тысяч»

Читать Т. 1 Читать Т. 2

Записки кинооператора Серафино Губбьо

«..Я живу в это время, этой жизнью; я признаю, что профессия моя небесполезна, и хочу — одинокий, немой, бесстрастный — оставаться кинооператором».
«Записки кинооператора» увидели свет в 1916 году, в эпоху немого кино. Герой романа Серафино Губбьо — оператор. Постепенно он превращается в одно целое со своей кинокамерой, пытается быть таким же, как она, механизмом — бесстрастным, бессловесным, равнодушным к людям и вещам, он хочет побороть в себе страсти, волнения, страхи и даже любовь. Но способен ли на это живой человек? Может ли он стать вещью, немой, бесчувственной, лишенной души? А если может, то какой ценой?

То, что мы называем душою и что составляет всё живое, этот поток, продолжающийся незаметно.

Луиджи Пиранделло

Материал: Юлия Артемьева