Символистом можно только родиться…» /А.А. Блок «О современном состоянии русского символизма»

Константин Дмитриевич Бальмонт (15.06.1867 — 23.12.1942) – русский поэт, писатель, критик, родился в семье образованной, ценящей и любящей литературу. В детстве он любил гулять в живописных уголках парка и сада их усадьбы. Ему доставляло огромное удовольствие наблюдать за жизнью обитателей окрестных полей, лугов, рек и цветов.

Я помню, любил я под солнцем палящим один приютиться в саду. Один по лесным пробирался я чащам, один я смотрел на звезду...


Он мог подолгу смотреть на бабочек, стрекоз, птиц, на все то, что позже напомнило ему сказочные картины, которые тогда возникали в его воображении и позволили ему написать в 1905 году сборник чудесных и понятных каждому ребенку сказочных песен «Фейные сказки», которые поэт посвятил дочери Нине.

Видимо, свои способности к поэзии и литературным переводам он унаследовал от матери, которая писала статьи, устраивала литературные вечера, любительские спектакли, знала иностранные языки. Писать стихи он начал рано, но его первые публикации не принесли такого успеха, как переводы иностранных авторов. Он занимался переводами поэзии и прозы со многих языков: английского, немецкого, французского, переводил испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославскую, болгарскую, литовскую, мексиканскую, японскую поэзию. Это позволило ему сблизиться со многими литераторами и издателями Москвы и Петербурга – Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсовым, был знаком с А. А. Блоком и другими, о которых он скажет потом:

…к  таким, как Юргис Балтрушайтис, Вячеслав Иванов, Марина Цветаева, душевное мое устремление настолько сильно, — и так таинственно,- по видимости, беспричинно — остра и велика моя радость от каждой встречи с ними, что явно, нас связывает какое-то скрытое, духовное сродство, и хочется сказать, что мы где-то уж были вместе на иной планете, и встретимся снова на планете новой в мировых наших блужданиях. /«Три встречи с Блоком»/

После выхода книг его стихов «Под северным небом» и «В безбрежности» в 1894-1895 гг. он становится кумиром читающей публики, его называют «Паганини русского стиха». Эти сборники сыграли большую роль в становлении русского символизма. Сам поэт писал о символической поэзии так:

… она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, — более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления… /«Элементарные слова о символической поэзии»/

В стихах автора возникают образы-символы:

В поэзии Бальмонта очень многое – картины родной природы, сохранившиеся в памяти с детства:

Константин Бальмонт – поэт сильных чувств, воспевающий любовь и поклоняющийся ей:

Судьба поэта сложилась так, что он очень много путешествовал и длительное время, совершенствуя знание иностранных языков, жил и работал за границей: Англия, Франция, Германия, Италия, Испания, Бельгия, Швейцария, в частности, читал лекции по русской и западноевропейской литературе. В 1899 году был избран членом Общества любителей российской словесности. Сборники «Горящие здания», «Будем как солнце. Книга символов», вышедшие в 1900 – 1903 гг., принесли поэту общенациональную известность. В «Горящих зданиях» —  образы пожара как выражение протеста и призыва к изменению жизни, что оказалось созвучно с ожиданием перемен, которым жило общество в канун нового века. Книга «Будем как солнце» — призыв к тому, как надо жить – свободно, раскрепощенно, вбирая в себя энергию солнца и соков земли.

Во время путешествия в страны Центральной Америки, Океанию, Японию и другие места земного шара Бальмонт неизменно интересовался мифологией и космогонией народов, их населяющих, что отразилось в стихах второй половины 1900-х – 1910-х годов. Характерны заглавия некоторых стихотворных сборников Бальмонта с излюбленными им космическими образами Солнца и Света: «Сонеты Солнца, Мёда и Луны» (1917), «Солнечная пряжа» (1921), «Солнечные видения» (1923).

Ему, подобно другим символистам, было присуще ощущение себя как части великого космоса… /Куприяновский П.В., «К. Д. Бальмонт и его литературное окружение»/

Поэт, с юности сочувствовавший «вольнодумству» и участвовавший в революционном движении, не раз оказывался в эмиграции:1906 – 1913 гг. – в Париже, но большую часть времени проводил в путешествиях. В 1911 – 1912 гг. он отправился в Индию и другие страны Востока. Во время своих путешествий он изучал местный фольклор, собирал этнографические и антропологические коллекции. Очень интересны поэтические строчки Бальмонта о живых объектах Красной Книги его родной Владимирской области:

В 1913 г. возвращается на Родину, работает, ездит с лекциями по стране, издает полное собрание своих сочинений, опять путешествует, пишет и переводит. В 1920 — 1942 г. – в связи с ухудшением здоровья он уезжает опять во Францию и на этот раз навсегда. В его произведениях, письмах чувствуется тоска по Родине, хотя он всегда считал, что:

Поэт выше всяких партий. Выше или ниже, это там всячески бывает, но, во всяком случае, — вне. У поэта свои пути, своя судьба, он всегда, скорей, комета, чем планета, если он истинный поэт, то есть не только пишет стихи, а и переживает их, живет поэтически, горит и дышит поэзией. / «Революционер я или нет»/

Литературное наследие поэта огромно: сборники стихов и прозы, очерки, переводы, далеко не все, написанное им, напечатано, но музыкальность и искренность его поэзии никого не оставляла и не оставляет равнодушным. Не так давно в эфире прозвучали прекрасные романсы на стихи Константина Бальмонта:

Библиотека может познакомить читателей с книгами поэта и о поэте:

Бальмонт К.Д. Автобиографическая проза / К.Д. Бальмонт. – Москва : Алгоритм, 2001. – 608 с.

В этой книге впервые представлены автобиографические сочинения поэта, раскрывающие страницы его сложной, противоречивой, подчас драматической жизни, выходившие лишь за рубежом, где Бальмонт после отъезда из советской России жил в эмиграции с 1920 года. Проза К. Бальмонта — не только замечательный образец литературы, это и яркий человеческий документ обреченного на погибель большого русского поэта, историческое свидетельство трагических лет отечественной истории.

Бальмонт, Константин. Стихотворения / Константин Бальмонт. – Москва : Звонница-МГ, 2018. – 470 с.

Безграничная широта тематики, обнажённость всех противоречий внутреннего мира, лирическое преломление мифов русского и мирового фольклора, подчёркнутая музыкальность — вот черты, которые громко заявлены были Бальмонтом и с его лёгкой руки стали общим достоянием для всей поэзии Серебряного века.

Бальмонт К.Д.  Лирика / К.Д. Бальмонт. – Минск : Москва : Харвест, Аст, 2001. – 480 с.

В предлагаемый читателю однотомник вошли лучшие лирические произведения известного русского поэта Константина Бальмонта.

Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа: стихотворения, очерки / К.Д. Бальмонт. – Москва : Детская литература, 1989. – 239 с.

Избранные стихи поэта-символиста Константина Дмитриевича Бальмонта, а также очерки о Толстом, Некрасове, Фете, Скрябине.

Бальмонт К.Д.  Избранное: стихотворения, переводы, статьи / К.Д. Бальмонт. – Москва : Правда, 1990. – 607 с.

В сборник «Избранное» К. Бальмонта, вошли стихотворения, переводы испанской, английской и французской поэзии, а также статьи о Тургеневе, Теннисоне, Уайльде и других писателях, заметки о языке.

Жизнь Будды / Ашвагхоша ; Драмы / Калидаса / пер. : К. Бальмонт ; авт. введения, вступ. ст. и очерков : Г. Бонгард-Левин . – Москва : Худож.лит., 1990 . – 573 с.

Книга содержит поэму древнеиндийского поэта Ашвагхоши (I-II вв.) «Жизнь Будды» и драмы великого писателя V в. Калидасы в переводах К. Д. Бальмонта. Известный востоковед Г. Бонгард-Левин в статьях и очерках, основанных на новый архивных материалах, воссоздал историю этих переводов и показал увлеченность русского поэта Индией и ее культурой.

Уайльд О. Саломея : Повести. Пьесы. Сказки. Исповедь / О. Уайльд ; пер. : К. Бальмонт, В. Чухно. – Москва: Эксмо-Пресс, 2001. – 574 с.

В эту книгу вошли новые, уточненные и полные переводы прозы и поэзии Оскара Уайльда (1854-1900): такие шедевры его драматургии, как «Саломея» и «Идеальный муж», а также обжигающая своей искренностью тюремная исповедь ”De Profundis”, которую многие десятилетия публиковали в лицемерно сокращенном варианте.

Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. К.Д. Бальмонт и его литературное окружение / П.В. Куприяновский, Н.А. Молчанова. – Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2004. – 198 с.

В книгу включены статьи, затрагивающие узловые проблемы творчества К.Д. Бальмонта и вопросы его взаимоотношений с современниками, представлены также некоторые публикации эпистолярного наследия поэта. Собран материал, в том числе архивный, с которым авторы работали в течение пятнадцати лет, параллельно с написанием монографии ««Поэт с утренней душой»: жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта»».

Для прочтения на интернет сайтах:

Светлана Кириллова