В 2022 исполнилось 570 лет со дня рождения гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.  

Леонардо да Винчи – одна из ключевых фигур итальянского Возрождения. Художник, скульптор, архитектор, инженер, изобретатель, философ, поэт и музыкант – это все о нем! В эпоху Возрождения тип «Homo universal» отнюдь не был чем-то необычным, но перечень талантов, которыми природа одарила Леонардо, выглядит впечатляюще. Трудно найти хоть одну сферу деятельности, в которой он не испробовал бы свои силы и не добился бы поразительных успехов. Но, пожалуй, в наибольшей степени Леонардо все же был ученым-исследователем, которого интересовало, прежде всего, решение проблемы, сам процесс, а не результат. Поэтому множество его работ так и остались незаконченными – найдя ответ, он сразу же остывал и приступал к штурму очередной неразрешимой задачи. Художник Леонардо имел особую манеру написания картин, используя пять главных приемов в живописи, которые делали его работы особенными. Один из них техника Сфумато. Для создания этого эффекта он погружал контуры фигур в мягкую тень, обволакивающую их дымчатой вуалью. Создавалась иллюзия отделения объемных тел, которые словно бы отдалялись от плоскости картины, оживая на глазах. Световоздушная перспектива, еще один прием, который использовал художник, связан с высветлением дальних планов, уменьшением интенсивности их тона и одновременно размыванием контуров. Леонардо отмечал, что «вещи на расстоянии кажутся двусмысленными и сомнительными», – такими и следовало, по его мнению, их передавать.  В своих живописных работах Леонардо писал горные пейзажи, он очень любил горы, увлеченно их изучал и изображал. На его картинах они превращаются поистине в чудо природы. Можно сказать, что горные пейзажи Леонардо – это первозданная природа до появления в ней человека, это образ могучей Вселенной, страшной и притягательной в своей таинственности. Жесты – еще один прием Леонардо. При взгляде на произведения Леонардо не покидает ощущение тайны. Персонажи на картинах находятся в общении друг с другом и со зрителем. Это общение передается с помощью красноречивых жестов.

Улыбка. При взгляде на загадочные улыбки героев Леонардо создается впечатление, что этот гений явно от нас что-то скрывает: нечто важное и таинственное, открывшееся его поразительному уму. Улыбки его персонажей трудно однозначно охарактеризовать: сфумато делает их ускользающими и неясными, в них словно всё и ничто одновременно.

Дошедшие до наших дней работы великого художника Леонардо да Винчи являются  бесценными сокровищами живописи, неповторимыми шедеврами. Хранятся они в крупнейших музеях мира и доступны широкой публике.

Мадонна с гвоздикой 1473 (дерево, масло)

 «Мадонна с гвоздикой» принадлежит к раннему этапу творчества Леонардо да Винчи, когда художник еще работал в мастерской Верроккьо. Принято считать, что это самое раннее известное произведение Леонардо, однако здесь уже заметны детали, характерные для дальнейшего творчества художника: за спиной Девы Марии открывается вид на скрытый в легкой дымке фантастический пейзаж; заметен интерес художника к игре света и тени. Жест Марии, держащей цветок на груди, отсылает нас к работам Верроккьо. Ее наряд и лицо напоминают других мадонн раннего Возрождения, в то время как в более поздних картинах Леонардо Дева Мария будет изображена без идеализации образа и более реалистично. Так же, как и в других подобных работах Леонардо, в центре здесь эмоциональные реакции — младенец Иисус тянется к цветку, Мария наблюдает за ним с еле заметной улыбкой. Внимание к деталям и тщательное изображение цветов предвосхищают дальнейшее творчество Леонардо.

Благовещение 1472-1475 (дерево, масло)

Художнику было двадцать лет, когда он создавал эту картину. Композиция выстроена в соответствии с традицией, выработанной поколениями живописцев до него: ангел слева и Мария справа. Ангел смотрит на Марию, которая подняла руку в знак согласия, так как знает заранее, что ей сообщит ангел. Крылья ангела все еще расправлены, указывая на то, что он только что появился. Реализм, с которым крылья изображены, свидетельствуют о том, что Леонардо прекрасно знал анатомию птичьего крыла. Сцена выглядит погруженной в божественный свет, что характерно для произведений Леонардо. Характерный для художника и пейзажный мотив на  заднем плане, открывающий вид на воображаемый портовый город с покачивающимися на волнах кораблями

Святая Анна с Марией и Младенцем Христом (дерево)

В Святой Анне с Марией и Младенцем Христом художник использует пирамидальную композицию, в которую вписал фигуры пленительно-загадочных персонажей, окружив их условным пейзажем. Живописец вложил в них немало труда, добиваясь идеальной гармонии и цельности. В результате появился синтез личных переживаний и красоты. Леонардо решал задачу объединения нескольких тел в единое целое, и, разумеется, ему удалось найти оригинальный ответ. Мария сидит на коленях своей матери, склоняясь к Христу, играющему с ягненком. Сложные повороты и контрапосты, текучие движения вписаны в четкую пирамидальную композицию. И снова, добившись ожидаемого результата. Леонардо охладел к работе, так что заканчивать ее пришлось ученикам.

Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506 гг

                                                                                                                                   Молодаяя женщина сидит, за ее спиной открывается причудливый пейзаж. Она как будто пытается скрыть свои чувства, но от этого ее лицо кажется особенно очаровательным. Выражение лица неопределенное, а улыбка рассеянная. Игра теней помогает усилить это ощущение. В картине, основанной на строгой технике рисунка, ощущение перспективы умело передано с помощью техники сфумато, в результате чего мы имеем  тончайшие градации света и дымки, столь характерные для живописных произведений Леонардо. Тайна ее улыбки на протяжении многих веков будоражит умы тех, кому посчастливилось увидеть ее воочию, но вряд ли кто-то сможет дать ответ, почему именно эта улыбка производит настолько сильное впечатление.

Портрет женщины (Прекрасная Ферроньера) 1495 – 1499 дерево, масло

Как и многие другие портреты эпохи Возрождения, выполненные на заказ, это великолепное произведение отражает веяние тогдашней моды. Художник должен был создать выразительное и красивое – желательно даже приукрашенное – изображение дамы из состоятельного семейства. Леонардо сумел придать позе женщины большое изящество, а лицу  — излюбленное им выражение: смеси соблазнительной прелести и глубокого покоя

Тайная вечеря (фреска)

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495–1497) написана на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. На фреске запечатлён драматический момент, момент реакции учеников на слова Учителя : «Один из вас предаст меня». «Но как же можно передать такую реакцию на фреске?» — спросите вы. Конечно же,  языком жестов.