Чарльз Диккенс – английский писатель, один из величайших англоязычных прозаиков 19 века, гуманист, классик мировой литературы. 185 лет назад вышла в свет книга «Приключения Оливера Твиста» – второй роман Диккенса и первый в английской литературе, где главным героем стал ребенок. Опубликовался роман отдельным изданием в 1837 году. В предисловии к роману «Приключения Оливера Твиста» Диккенс писал:

Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле, — вечно крадутся они, охваченные тревогой, по самым грязным тропам жизни, и куда бы ни взглянули, везде маячит перед ними большая чёрная страшная виселица, — мне казалось, что изобразить это — значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу. И я это исполнил в меру моих сил.

Интерес к детству зарождается в мировой культуре в эпоху Просвещения. Детство относится к вечным темам художественной литературы, а также является важным способом переосмысления действительности. В творчестве Чарльза Диккенса тема детства занимает важное место, что вызвано, во-первых, биографией писателя, во-вторых, его гуманным мировоззрениям. Идеальный ребенок в творчестве Ч. Диккенса – это ребенок, отличающийся добротой, искренностью и милосердием к окружающим.

В романе противопоставлены два мира, в одном из которых дети являются лишь инструментом в руках корыстолюбивых взрослых и превращаются в изгоев общества, в другом – окружены теплом и заботой, и получают хорошее воспитание, достойное честного человека.

Образы детей в романе отличаются беззащитностью, подверженностью влиянию взрослых и в то же время искренностью. Особое место занимают ребята – уличные воры из шайки Феджина. Автор показывает, насколько непоправим может быть ущерб, нанесенный ребенку взрослыми, плохо осознающими последствия своих поступков. Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, автор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к бедным людям.

Надпись:

Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста / Ч. Диккенс. – Москва: Эксмо, 2016. – 640 с.

ISBN 978-5-699-41499-4

Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным.

После работного дома Оливер становится учеником гробовщика и жертвой издевательств приютского мальчика Ноэ Клейпола. Оливер спасается бегством и попадает в Лондон, где логовом верховодит хитрый и коварный Феджин. Как известно, такие дети улицы, судьба которых никого не волновала, становились отбросами общества – бродягами и преступниками. Они были вынуждены заниматься криминалом, чтобы хоть как-то прожить. А там царили жестокие законы. Юноши превращались в попрошаек и воров. Оливер Твист представляет собой тип «взрослеющего» персонажа, имеющего четкие жизненные ориентиры и сформированный характер. Отвага мальчика позволяет Оливеру оставить прежний мир – мир работного дома и уличной шайки – и открыть для себя идеал семьи.

В этом криминальном романе Чарльз Диккенс по-простому изобразил лондонское преступное общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Но писатель попытался донести до читателя главную мысль о том, что душа ребенка изначально не склонна к преступлению. Ведь ребенок в его представлении олицетворяет собой незаконные страдания и душевную чистоту. Он просто жертва того времени. Именно этой идее посвящена основная часть романа «Приключения Оливера Твиста».

Но вместе с этим, писателя волновал вопрос: что влияет на формирование характера человека, становление его личности? Природные задатки и способности, происхождение  или все же общественная среда? Почему кто-то становится благородным и порядочным, а кто-то подлым и бесчестным преступником? Может ли он не быть бездушным, жестоким и подлым? Для того, чтобы ответить себе на этот вопрос, Диккенс вводит в сюжетную линию романа образ Нэнси. Это девушка, которая попала в криминальный мир еще в раннем возрасте. Но это не помешало ей остаться доброй и отзывчивой, способной проявлять сочувствие. Именно она пытается не допустить, чтобы Оливер стал на неверный путь.

Социальный роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» — это истинное отражение наиболее злободневных и животрепещущих проблем современности. Именно поэтому данное произведение очень популярно среди читателей и по сей день. Значимость темы и интерес к ней делают ее актуальной и в современном мире.