Пьер Огю­стен Ка­рон де Бомарше /фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais / (24.01.1732 – 18.05.1799) – французский драматург, известный своими комедиями, которые и сейчас не сходят с театральных сцен и с киноэкранов, человек, одновременно музыкант, литератор, оратор. Все это позволило ему приблизиться к королевским  дворам Франции и Испании. В жизни ему не раз приходилось использовать свои способности оратора и публициста, чтобы выиграть судебные дела и расположить общественное мнение в свою пользу. «История его жизни представляется как хроника возвышения инициативного и дерзкого человека третьего сословия – личности, воспетой Бомарше-писателем» /«Энциклопедия литературных героев, Зарубежная литература XVIII-XIX веков»/.  Драматические произведения  Бомарше созданы в духе XVIII века, когда в Европе на арену исторических событий вступают или стремятся вступить новые сословия. Сын богатого часовщика, он получил образование и даже изобрел ан­кер (по-немецки значение «якорь»)  для наручных часов – деталь, обеспечивающая равномерный ход часового механизма, обучал  му­зы­ке до­че­рей Лю­до­ви­ка XV. В 1761 по­лу­чил дво­рян­ский ти­тул, был ге­не­рал-лей­те­нан­том  ко­ро­лев­ской охо­ты, некоторые факты из его жизни  лег­ли в ос­но­ву трагедии  И. В. Гё­те «Кла­ви­го» (1774 г.). В своих первых произведениях – драмах «Евгения» (1767 г.) и «Два друга»(1770 г.) в жан­ре ме­щан­ской дра­мы в ду­хе Д. Дид­ро – Бомарше изображает современную ему жизнь: трогательный образ героини «Евгении»; негоциант, финансист, ревизор – в сюжете из финансовой сферы драмы «Два друга», в которой отразился эпизод из жизни самого писателя:  романическая любовь к девушке, бывшей невесте Бомарше.

Вершина творчества писателя – трилогия о Фигаро. В «Женитьбе Фигаро», поставленной за  5 лет до революционных событий во Франции 1789 – 1799 гг., показан новый герой – представитель третьего сословия. Он ловкач, предприимчивый малый, но честный и порядочный человек. Само имя Фигаро происходит или от piquaro, или от fils Саron, т. е. Карон-сын (сходство с именем автора). Фигаро – это воплощение жизнерадостного юмора, смелости и свободолюбия французского народа. На сюжеты «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» созданы бессмертные оперы «Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та (1786 г.) и «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни (1816 г.).

Даже при кратком знакомстве с биографией Пьера Огюстена Бомарше видно, что он, от природы наделенный талантами и в начале жизни разбогатевший, остается человеком, помогающим  восставшим в американских колониях, тратящим большие средства на издание сочинений Вольтера и автором одних из самых ярких комедий в истории французской литературы.

Библиотека может предложить к прочтению:  

Beaumarchais, Pierre Augustin Caron de. Пьесы  / Pierre Augustin Caron de Beaumarchais. – Ростов- на-Дону : Феникс, 1997. – 416 с. – (серия : Всемирная библиотека поэзии) ISBN  5-85880-376-8

В юбилейное собрание пьес вошли наиболее известные произведения, в том числе драма «Евгения» и знаменитая трилогия о весельчаке Фигаро.

Заира / Voltaire. Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность ; Безумный день, или Женитьба Фигаро / Pierre Augustin Caron de Beaumarchais; сост., авт. предисл., авт. коммент. С. Д. Артамонов. – Москва : Просвещение, 1987. – 223 с.

Beaumarchais, Pierre Augustin Caron de. Избранные произведения: в 2-х томах  / Pierre Augustin Caron de Beaumarchais. – Москва : Художественная литература, 1966

Т. 1: Театр .  Содержание: Бомарше. Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность. Безумный день, или Женитьба Фигаро. Преступная мать, или Второй Тартюф

Т. 2: Проза. Содержание: Мемуары.Письма

Beaumarchais, Pierre Augustin Caron de. Драматические произведения. Мемуары  / Pierre Augustin Caron de Beaumarchais. – Москва : Художественная литература, 1971. – 544 с. – (серия : Библиотека всемирной литературы, Т. 48)

Содержание:                                                                                                                   Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность. Безумный день, или Женитьба Фигаро. Преступная мать, или Второй Тартюф. Бомарше — Лекуантру, своему обвинителю. Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей жизни.

Севильский цирюльник (1773 г.).  Действие происходит в Севилье; первый акт  —  на  улице,  под окнами Розины, остальные — в доме доктора Бартоло. Граф Альмавива, испанский гранд, влюбленный в Розину, воспитанницу доктора  Бартоло, неожиданно встречает Фигаро, своего бывшего слугу, аптекарского помощника при андалусском конном заводе, плута, который частенько продавал людям хорошие лошадиные снадобья, который сам о себе говорит: «Лень и вино — мои две страсти: они мне сердце рвут на части… Когда министру донесли,  что  я  сочиняю  любовные  стишки,  и, смею думать, довольно изящные, что я посылал загадки в  газеты,  что мои  мадригалы  ходят по рукам, словом, когда министр узнал, что мои сочинения с пылу с жару попадают в печать, он  взглянул  на дело серьезно и распорядился отрешить меня от должности под тем предлогом,  что  любовь  к  изящной  словесности несовместима с усердием к делам службы». В Мадриде он – литератор, узнавший все тайны «суетной славы пера» и решивший, что  для него лучше «ощутительный доход от бритвы», обошедший «обе Кастилии, Ламанчу, Эстремадуру, Сьерра-Морену, Андалусию». Таким он предстает перед графом  и, поняв, что граф действительно влюблен, хочет помочь ему: «Я войду в этот дом и с помощью моего искусства одним взмахом волшебной палочки усыплю бдительность, пробужу любовь, собью с толку ревность, вверх дном переверну все козни и опрокину все преграды». Завязывается интрига, действие развертывается быстро: здесь и сцены с переодеваниями, и ловкость рук. Фигаро и граф пытаются запутать и обмануть Бартоло, который в свою очередь хочет запутать Розину и жениться на ней. В конце  комедии многие из действующих лиц остаются довольны, и, наконец, раскрывается смысл названия «…или Тщетная предосторожность». 

Безумный день, или Женитьба Фигаро (1778 г.). Продолжение «Севильского цирюльника». Здесь Фигаро выступает уже в роли соперника своего господина графа Альмавивы, который стремится соблазнить его невесту и расстроить свадьбу Фигаро. Но Фигаро оказывается умнее и предусмотрительнее. Сюзанна – невеста Фигаро – замечает: «Интрига и деньги – это твоя стихия…».  Но сам автор предупреждает, что если бы актер, который будет исполнять эту роль, усмотрел в Фигаро не ум в соединении с веселостью и острословием, а что-то другое, в особенности если бы он допустил малейший шарж, он бы эту роль провалил. Роль графа особенно трудно играть потому, что он неизменно оказывается в смешном положении.  В этой пьесе, то веселой, то грустной, действуют представители разных слоев общества, которые дают повод для колких шуточек и острых словечек Фигаро.  Как отмечено в ее начале, это водевиль, комедия, которая уже не одно столетие не оставляет читателей и зрителей равнодушными.

Преступная мать, или Второй Тартюф (1792 г.) Это нравоучительная драма, которая является продолжением «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро» и вместе с ними составляет трилогию. В третьей части трилогии образ Фигаро претерпевает серьезнейшие изменения — из веселого, колючего, задорного Фигаро он превращается в добродетельного слугу, бескорыстно охраняющего благополучие и собственность графа Альмавивы и склонного проливать слезы умиления. Драма «Преступная мать» — типичная буржуазная мелодрама с трогательными ситуациями и нравоучительными тирадами. Тема ее — проблемы морального порядка: защита прав женщины, семья. Отзвуки великого социального переворота, произошедшего во Франции, уже почти не слышны в последней пьесе Бомарше.

«Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей жизни» — мемуары Бомарше, посвящённые тяготами в «деле о ружьях». Написаны в форме обращения к члену Конвента Лекуантру, обвинившему Бомарше перед Конвентом в государственной измене, в них нет комедийной сочности, заразительного жизнелюбия и оптимизма, свойственных молодому Бомарше. Лирический герой этих записок  стар и глух. Но автор так выстраивает факты, что читатель следит за поворотами дела о шестидесяти тысячах ружей с не меньшим интересом, чем за событиями в комедии «Безумный день или Женитьба Фигаро». Не изменяет Бомарше и отвага. В форме гротеска он говорит о коррупции исполнительной власти, о различных формах мошенничества.

И сегодня на сюжет «Фигаро» существуют различные постановки: аудио, театральные. Классическую версию   комедии можно вспомнить, посмотрев постановку Московского Театра Сатиры с любимыми актерами: А. Мироновым (Фигаро)  и А. Ширвиндтом (Альмавива) в главных ролях.

Для чтения на Интернет-сайтах :

Светлана Кириллова.