15 января 2022 исполняется 400 лет со дня рождения французского комедиографа, актера, театрального деятеля, реформатора сценического искусства Жан-Батиста Поклена, театральный псевдоним — Мольер.

 «Мольер подобно Шекспиру, Шиллеру, Гете, Байрону принадлежит к числу таких писателей, которые могут считаться «иностранными» для русских только формально, но по духу вошли в русское литературное сознание вполне органически. Ни один иноязычный народ  не создал Мольеру такой славы, как народ русский». А. Веселовский 

Жан Поклен, придворный обойщик и отец будущего великого писателя, не был поборником образованности, поэтому  Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж. В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

«Блистательный» театр Мольера

Жан-Батист создает свой театр и, не сомневаясь в успехе, называет его  «Блистательным», и начинает пробовать себя в трагических ролях. Фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике больше и Мольер из трагика переходит в комики. Необходимость постоянно обновлять репертуар заставляет Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле становится комедиографом.

Мольер хорошо знал и любил народ, знал его быт, песни, игры, обычаи, поверья, пословицы. Он в совершенстве владел народным языком, различными наречиями, говорами и ввел их впервые в свои комедии. Он показал в своих пьесах простых людей — слуг, служанок, ремесленников, крестьян, которых традиция классицистского театра запрещала выводить на подмостки. Его народные персонажи всегда наделены глубокой народной мудростью, здравым смыслом и противопоставлены комическим уродам и насильникам из имущих сословий. Однако, несмотря на неустанное искание жизненной правды, Мольер все же оставался классицистом, подчинявшим свое творчество нормам рационалистической эстетики. Он отбрасывал все лишнее, привходящее, эпизодическое, могущее заслонить основную тему комедии. Своих героев он изображал одержимыми какой-либо одной страстью или странностью, которая тем самым абсолютизировалась.

«Школа мужей»

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.

«Школа жен»

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. А.С. Пушкин считал образ Тартюфа «бессмертным», «плодом самого сильного напряжения комического гения», находил в этой комедии «высшую смелость, смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслию».

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

Книги из фондов библиотеки:

Тартюф или Обманщик ; Мещанин во дворянстве : пьесы / Жан-Баптист Мольер . – Москва : Детская лит., 1978 . — 207 с. : ил. Комедии / Жан-Баптист Мольер . – Chişinău : Lumina, 2006 . – 224 с.  Мещанин во дворянстве : комедия / Мольер ; пер. с фр. Н. Любимова ; стихи в пер. Арго ; рис. Анастасии Архиповой : послесл. И. Мягковой . – Москва : Дет. лит., 1980 . – 94 с. : порт., ил Жизнь господина де Мольера . Москва : Молодая гвардия, 1962 . – 240 с. ил

«Я знаю и люблю Мольера с молодых лет. И в течение всей моей жизни учился у него… Меня восхищает в нем не только совершенство художественных приемов, но прежде всего натура художника, полная прелести, и высокая внутренняя культура». Гёте

Страстными почитателями Мольера были столь различные французские писатели XIX века, как Гюго, Бальзак и Золя. То же можно сказать о великих русских писателях XIX века, от Пушкина, Грибоедова и Гоголя до Островского и Л. Толстого.

Мольер сыграл огромную роль в истории европейской комедии. Он создал комедийную традицию, получившую широкое распространение. Можно смело сказать, что все комедиографы XVIII века — французские, английские, немецкие, итальянские, испанские, датские, русские, польские и т. д.- являлись в большей или меньшей степени учениками и последователями Мольера.

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.

«Для Мольера было делом чести не уйти со сцены. На самом деле он знал, что публика приходит в Пале-Рояль на него. ». Французский биограф Кристоф Мори

Могила Мольера

Известно, что архиепископ Парижа хотел отлучить от церкви и даже сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Король Людовика XIV, поостерегся в это дело вмешиваться и Мольера, ночью, как актера, по традиции,  похоронили за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год). Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

Библиография

1636 – «Сид»
1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
1662 – «Школа жен»
1664 – «Тартюф, или Обманщик»
1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
1666 – «Мизантроп»
1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
1669 – «Господин де Пурсоньяк»
1670 – «Мещанин во дворянстве»
1671 – «Проделки Скапена»
1673 – «Мнимый больной»

«Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». «Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами». Мольер

Тамара Дунаева