Известный русский живописец первой половины XIX века Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года. Начав как классицист, он создал эффектные произведения романтического направления, а в позднем портретном творчестве приблизился к психологическому реализму. Наследие Брюллова отличает широкий жанровый диапазон: он был прекрасным бытописцем, тонким пейзажистом, автором религиозных и мифологических композиции. Карл Брюллов пользовался огромной популярностью, им восхищались его великие современники, и среди них Стендаль, Вальтер Скотт, Лист. Но для художника дороже всего было признание со стороны соотечественников. В своих произведениях он обычно следовал стилю классицизма, который настойчиво внедряла в своих стенах Академия художеств. Он блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль, а затем совершенствовал свое мастерство в Италии, где быстро добился европейского признания. Сюжеты многих его картин навеяны итальянскими мотивами. Брюллову принадлежат полотна и на историческую тему. Мировую славу художнику принесла его работа «Последний день Помпеи».

Леонтьева, Г. Картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» / Г. Леонтьева. —  Ленинград :  Художник РСФСР, 1985. – 72 с. : ил.

Автор книги — кандидат искусствоведения написала ряд монографий, посвящённых истории русского искусства XIX—XX веков. Отдельные публикации Галины Леонтьевой посвящены известным полотнам русских живописцев XIX века — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Сватовство майора» Павла Федотова, который был одним из учеников Брюллова. В представленной книге говорится об  истории создания картины, её идейном содержании. Издание иллюстрировано репродукциями картины, многочисленными фрагментами, этюдными набросками. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия. Это событие произвело неизгладимое впечатления на художника. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.  Все, что возможно он создает, пользуясь материалами археологических раскопок. Некоторые фигуры  художник изображает точно в позах, повторяющих отпечатки в лаве их тел: женщина, упавшая с колесницы, группа юных супругов и мать с дочерьми. Картина «Последний день Помпеи» несет в себе как новую, романтическую, манеру письма, так и черты старой, классицистической, традиции. В монографии Галина Леонтьева описывает этапы работы художника над картиной, помогает зрителю в прочтение многосложного замысла, а также книга дает возможность читателю разобраться в выраженных проявлениях классицизма и романтизма картины.

Леонтьева, Г. Карл Брюллов / Г. Леонтьева. – 2-е изд., доп. Ленинград : Искусство, 1983. – 336 с. : ил. – (Жизнь в искусстве)

Еще одна  книга искусствоведа Галины Леонтьевой о жизни замечательного художника первой половины XIX века. Жизнь  Брюллова была безраздельно отдана искусству. «Когда я не сочиняю и не рисую, я не живу», — говорил он о себе. Знаменитой картиной «Последний день Помпеи» он изменил укоренившиеся представления о задачах исторической живописи, в числе первых нарушил привычные каноны классического искусства. Своей портретной живописью он прокладывал пути реализма. Книга рассказывает  о творчестве мастера о его жизни, богатой событиями и встречами — дружба связывала художника с Пушкиным и Глинкой, Гоголем и Кукольником.

Леонтьева, Г. Карл Брюллов. Живопись. Графика : Альбом / Г. Леонтьева. — Санкт-Петербург : Аврора, 2000. – 160 с. : ил. – (Великие мастера живописи)

Альбом, посвященный творчеству художника. В нем представлены не только живописные работы, но и графика Брюллова. В графике четче и полнее отразились этапы его жизни, его симпатии и пристрастия, замыслы и их истоки. В представленных иллюстрациях есть наброски и варианты к его работам по росписи Исаакиевского собора, многочисленные портреты современников, исторические картины. Издание дает возможность увидеть жанровое многообразие произведений художника.

Предложенные книги о великом художнике, представителе классицизма и романтизма, одного автора — искусствоведа Галины Константиновны Леонтьевой, они входят в коллекцию отдела искусств библиотеки Ломоносова.

Русу Оксана