Гюстав Флобер / фр. Gustave Flaubert (12.12.1821 – 08.05.1880) /, один из самых известных  европейских писателей XIX века, родился в семье врача-хирурга, в которой ценились практические знания, тем не менее, в нем рано – еще в колледже – проявился интерес к романтической литературе. К началу 1840-х годов относятся его первые романтические произведения: «Ноябрь» (1842 г.), «Мемуары безумца» (1838 г.), а также первый вариант романа «Воспитание чувств», который при его жизни остался неизданным (сам автор отмечал в письмах, что это – первая проба пера).

Flaubert, Gustave Воспитание чувств : роман / Гюстав Флобер ; пер. с фр. А. Федорова . – Москва : Худож. лит., 1989 . – 400 c.

Этот роман, реалистично изображающий современную жизнь, был напечатан в мае 1969 года. В нем переплетаются события революции 1848 года, прихода к власти Наполеона III и  судьбы молодых людей: Фредерика Моро, длинноволосого, романтичного, декламирующего стихи, достаточно обеспеченного и влюбленного в Марию Арну, замужнюю женщину, его друга детства Шарля Делорье и отражают автобиографические события жизни автора. Эмиль Золя, лидер французских натуралистов, писал: «это единственный действительно исторический роман из всех мне известных, роман, который правдиво, точно и полно воссоздаёт минувшие времена, причём события развиваются совершенно естественно – никто не направляет их ход», изображая «жизнь день за днём, такою, какова она есть». «Ключом к эпохе» назвал этот роман Жюль Ренар.

Flaubert, Gustave Госпожа Бовари : Провинциальные нравы : роман / Гюстав Флобер ; пер. с фр. А. Ромма . – Харьков : Фолио, 2009 . – 411 с. ISBN 978-966-03-4533-1

Известность и славу принес автору роман «Госпожа Бовари», изданный в 1856 году. В одном из писем Флобер писал: «Для меня «Бовари» была книгой, в которой я поставил себе определенную задачу. Все, что я люблю, там отсутствует». Так что же там присутствует? Девушка, воспитанная в монастыре, мечтающая о той жизни,  о которой она читала на страницах книг: «все про любовь», «тревоги, клятвы, рыдания», «герои, храбрые, как львы», «…всегда безукоризненно одетые». Замужество, разочарование, мечты о несбыточном, которые ослепляют и не дают видеть ясно тех молодых людей, с которыми сталкивает ее судьба. Результатом является то, что она все больше запутывается в отношениях со своим мужем, и наконец, безвременная смерть. Наверное, не правильно было бы считать, что это касается всех вообще романтически настроенных девушек, но даже один подобный случай (а это основано на реальных событиях), заставляет задуматься о многом, описанном в романе. Недаром он вызвал такой восторг как у читателей, так и у литераторов, как по содержанию, так и по стилю повествования: современники и критики отмечают, что свои произведения автор очень тщательно продумывал и детально оттачивал, иногда по три-пять дней обдумывая несколько строк.

Ему также принадлежат романы: «Саламбо» (1863 г.), «Бувар и Пекюше» (1881 г.), повести, рассказы, дневники, письма. 

Flaubert, Gustave Саламбо : роман / Гюстав Флобер ; пер. с фр. Н. Минского . – Ленинград : Лениздат, 1988 . – 271 с. : ил.

Работая над романом, автору пришлось изучить множество трудов античных авторов, совершить поездку в Тунис. Время действия романа – около 240 года до н.э., действие происходит во время восстания наёмных войск Карфагена для войны с Римской империей. На фоне дохристианского, язычества (Карфаген заполнен храмами Танит, Солнца, Молоха и др.), жестоких варварских  обычаев и нравов описывается история любви Мато —  предводителя наемников и Саламбо – дочери генерала Карфагена. В этом романе можно познакомиться и с обыденной жизнью карфагенян, варваров, с привычками и вкусами средиземноморских народов.

Flaubert, Gustave Легенда о святом Юлиане Милостивом = La legende de Saint Julien l’Hospitalier / Гюстав Флобер ; пер. с фр. : Иван Тургенев, Александр Блок, Максимилиан Волошин ; сост. и предисл. Ирины Приходько . – Москва : Прогресс-Плеяда, 2007 . – 232 s. ISBN 978-5-93006-064-5

«Легенда о Святом Юлиане Милостивом» Гюстава Флобера представлена в этой книге переводами, которые в разное время выполнили Иван Тургенев, Александр Блок, Максимилиан Волошин. Послесловие Ирины Приходько, составившей этот сборник, вводит читателя в историко-литературный контекст темы и ее интерпретаций. Книгу завершает впервые публикуемое репринтное воспроизведение страниц французского издания «Легенды» с пометками А. Блока. Средневековая легенда о жестоком человеке, совершившем тяжкое и бессмысленное преступление, но раскаявшемся и искупившем свою вину праведной жизнью и служением людям.

Flaubert, Gustave Госпожа Бовари : роман ; Повести ; Лексикон прописных истин / Гюстав Флобер ; предисл., коммент. : С.Р. Брахман ; ил. : М.С. Майофис . – Москва : Худож. лит., 1989 . – 432 c., 4 л. ил. ISBN 5-280-00638-6

Содержание: роман «Госпожа Бовари», повести: «Легенда о св. Юлиане Милостивом», «Простая душа», «Иродиада» и «Лексикон прописных истин». «Страждущему предлагай бальзам», — значится у Козьмы Пруткова. «Исполнитель романсов нравится женщинам». «Управлять Францией должна железная рука», — фиксирует Гюстав Флобер в своем бессмертном «Лексиконе прописных истин». Это сборник расхожих клише, развенчивающих образ ненавистного писателю пошляка, любителя готовых изречений. Флобер работал над «Лексиконом» всю жизнь, а напечатан он был лишь в 1910 году. «Предместья. — Страшны во время революций», — заметил писатель и как в воду глядел. В маленьких повестях этого сборника (1877 г.) отразились три главных направления творчества этого французского классика: «Простая душа» продолжила линию современного романа; «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» — средневекового житийного жанра; «Иродиада» возникла как развитие евангельского сюжета о смерти Иоанна Крестителя.

Flaubert, Gustave Собрание сочинений : в 3 т. / Гюстав Флобер ; прим. С. Ошерова ; оформл. худож. Ю. Алексеевой . – Москва : Худож. лит, 1983-1984 . – 3 т.

Читатели могут познакомиться с кратким содержанием книг и аудио:

Гюстав Флобер – писатель-реалист – считал, что главное – проникнуть и отразить жизнь своей эпохи. Известно его изречение: «Госпожа Бовари – это я». Возможно, потому, что наделил ее своими сокровенными чертами и где-то в глубине душе сочувствовал своей романтически настроенной героине.

Светлана Кириллова