Имя Ломоносова по праву стоит первым в ряду выдающихся русских естествоиспытателей. Он оказал огромное воздействие на развитие научной мысли в России, а его работы способствовали созданию многих важных научных направлений в области химии, физики, географии, истории, филологии. Михаил Васильевич Ломоносов был, вместе с тем, и талантливым художником.  Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и художниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века.  Разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства. Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр», «Александр Невский», «Бог-Отец», портреты императриц – Елизаветы Петровны и Екатерины II, цесаревны Анны Петровны и Великого князя Петра Федоровича, портреты придворных — П.И. Шувалова , М.И. Воронцова, Г.Г. Орлова. Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге) – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России.

Некрасов Е. Ломоносов – художник / Е. Некрасов. —  Москва : Искусство. – 1988. – 142 с. : ил.

Деятельность Ломоносова как художника менее известна и изучена. В  работах по истории русского искусства ХVIII века всегда почтительно, но глухо упоминаются мозаики Михаила Васильевича. Почему именно мозаика привлекла его внимание,  как создавались мозаичные полотна, ставшие в последствие  исключительными по своим достоинствам произведениями искусства? Автор издания —   доктор искусствоведения, специалист по истории русского и европейского искусства – занималась художественным наследием Ломоносова более четверти века. В  книге подводится итог осмыслению места Ломоносова в истории русского искусства XVIII в. и его роли в возрождении в России искусства мозаичной живописи. Особое достоинство этой книги — это живой, ясный и увлекательный стиль изложения.

Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. Г. Е. Павлова и др. – Москва : современник, 1989. – 493 с. : ил. (Открытия и судьбы : Летопись науч. – технич. мысли России в лицах и документах).

Это издание включает работы русских ученых и писателей о жизни, творчестве и научной деятельности великого  ученого. Здесь приведены высказывания Радищева, Пушкина, Гоголя и Достоевского, Вавилова и Вернадского. В книге собраны фрагменты научных трудов Ломоносова, его письма, стихи, эпиграммы, статьи. Глава книги  «Из наследия гения» включает «Письмо о пользе стекла», адресованное Ивану Шувалову, который поддерживал многие начинания Михаила Васильевича, в том числе в открытии фабрики по производству стекла, где и рождались прекрасные мозаичные картины. Так как постройка фабрики стекла членом Академии наук могла показаться делом, по меньшей мере, странным, Михаил Васильевич Ломоносов решил ознакомить высший свет, от которого во многом зависела судьба его предприятия, со свойствами и применением стекла. Таким образом, в 1752 году он написал «Письмо о пользе стекла» важному государственному деятелю Ивану Шувалову. В мае 1973 года состоялась закладка фабрики.

Астафуров В. И. М. В. Ломоносов: Для славы народа российского: кн. для учащихся 8-11 кл. / В. И. Астафуров. – Москва : Просвещение, 2001. – 239 с. : ил.

Из этой книги  читатели узнают о создании Ломоносовым первой в России химической лаборатории, экспериментальных работах в области химии и технологии стекла, создании мозаичных картин в мастерской художника, об открытии  Усть-Рудницкой фабрики. В издание рассказывается о жизненном пути, вкладе в науку, прослеживается развитие основных научных направлений, у истоков которых стоял гениальный исследователь. Автор адресует свою книгу  молодым читателям – учащимся, студентам, учителям.

Михаил Васильевич Ломоносов. К 300-летию со дня рождения: по материалам Музея М. В. Ломоносова / Авт.- сост. М. Ф. Хартанович, Н. П. Копанева. – СПб. : Петроний, 2011. – 96 с. : ил.

Альбом посвященный жизни и деятельности выдающегося российского ученого ХVIII в. На базе музея Ломоносова представлена картина разносторонней деятельности ученого, прослежен весь его творческий путь. В альбоме изложена история создания Музея М. В. Ломоносова, представлены уникальные фотографии из музейного архива. Все иллюстрации альбома являются изображениями экспонатов и архивных документов музея, в том числе образец макета химической лаборатории, макеты стекловаренной печи,  образцы брусковой, штамповой, пластиночной и колотой смальты с Усть-Рудницкой фабрики, цветного стекляруса, образцы красителей. В альбоме размещены иллюстрации мозаичных портретов Петра I, цесаревны Анны Петровны,  иллюстрации изящных изделий: пресс для бумаги, ваз, кубков из смальты, созданных в ломоносовской мастерской.

Морозов А. Мозаическое художество // МЛомоносов. – Москва : 1961. – С. 360-385

Книга раскрывает изумительный и вдохновляющий пример жизни великого русского человека, посвятившего свою жизнь науке и просвещению.  В главе «Мозаическое искусство» автор раскрывает его, как художника, проделавшего огромный путь от создания химической лаборатории, открытия стекольной фабрики до создания прекрасных мозаичных картин. Последней работой мастера была «Полтавская баталия», которая и по сей день остается одной из самых значительных произведений русского мозаичного искусства.

Русу Оксана