Джордж Бе́рнард Шо́у (26.07.1856 – 02.11.1950) выдающийся английский драматург ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор множества пьес и нескольких романов, критик, журналист и оратор. Его считают самым выдающимся англоязычным писателем после Шекспира. В 1925 году Бернард Шоу удостоился Нобелевской премии в области литературы: «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Но Шоу принял лишь медаль, а денежные средства попросил перевести в помощь переводу шведской литературы на английский язык. А в 1938 году Шоу удостоился еще одной престижной награды, но уже в области кинематографии. За сценарий к фильму «Пигмалион» Бернард Шоу был удостоин Оскара. В мире на сегодняшний день два человека, которые обладают этими двумя наградами одновременно. Помимо драматургии, Бернарда Шоу можно назвать еще человеком, имеющим самые разносторонние интересы: так же, как и лорд Байрон и Джек Лондон, страстью Бернарда Шоу был бокс, и он даже участвовал в нескольких спортивных состязаниях, это помогло ему при написании романа о боксерах «Профессия Кэшеля Байрона». Учитель Шоу – Нед Доннели, первым преподавший писателю уроки бокса, – выведен в романе под именем Неда Скена. Еще одно увлечение – Шоу часто любил сам вести машину, забирая руль у личного шофера. Писатель был вегетарианцем и дожил до 94 лет. Известный факт: в 70 лет на вопрос: «Как вы себя чувствуете?», – он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо» . В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли». Кроме того, Джордж Бернарда Шоу современники считали человеком потрясающе острого ума и языка, похожего на лезвие бритвы. Известно большое количество высказываний и афоризмов, принадлежащих ему:

В 1931 году писатель побывал в России, где встречался с руководителем государства, Иосифом Сталиным, театральными деятелями, посещал столичные музеи, встречался с читателями. Из этих встреч он вынес массу впечатлений и очень хорошо отзывался об этой поездке у себя на родине.

Творчество Бернарда Шоу начинается с цикла «Неприятные пьесы»: «Дома Вдовца», работать над которой Шоу начал в 1885 г., «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита». В своем предисловии к «Неприятным пьесам» Шоу писал: «… сила драматического искусства в этих пьесах должна заставить зрителя стать лицом к лицу с неприятными фактами. В этих пьесах нашло отражение то время, когда юношей он работал в Дублине клерком, собирающим деньги за жилье с бедняков, газетчиком в Лондоне. Вторым циклом пьес Бернарда Шоу стали «Приятные пьесы». Сюда вошли: «Война и человек» (1894), «Кандида» (1895), «Избранник судьбы» (1895), «Никогда вы не можете сказать» (1895). Его пьесы, основанные на реальной действительности, вызывали стремление изменить социальные порядки и мораль в обществе к лучшему. Пьесе «Война и человек» Шоу был обязан своим сценическим успехом и всеобщим признанием, сыграли свою роль и антивоенная направленность, и комедийные ситуации. Постепенно пьесы из постановок в закрытых клубах переходят в столичные театры.

В нашей библиотеке читатели могут познакомиться с книгами автора:

Shaw, Bernard. Пьесы / Bernard Shaw ; пер. с англ. ; вступ. ст. З. Т. Гражданской ; прим. Н. Я. Руковой. – Москва : Правда, 1985. – 352 с.

В книгу вошли избранные пьесы видного английского писателя и драматурга Б. Шоу « Профессия миссис Уоррен», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца» .

«Профессия миссис Уоррен». Конфликт между матерью и дочерью, девушкой, недавно закончившей университет, зарабатывавшей расчетами для статистических и других организаций и внезапно узнающей, на какие средства происходит ее учеба и вообще существование.

Помощь Цезаря в утверждении Клеопатры египетской царицей, яркие исторические персонажи и юмористические реплики обеспечили пьесе «Цезарь и Клеопатра» долгую сценическую жизнь.

«Дом, где разбиваются сердца». Капитан Шотовер построил дом в форме корабля, думая, что там будут счастливо жить его дети. Обитатели дома только внешне соблюдают условности своего круга, а на самом деле играют в «игру», которая состоит в том, чтобы вывести другого человека на чистую воду. В этом доме у всех разбиваются сердца: У Элли разбивается сердце из-за лжи Гектора, в которого она была влюблена, родители не любят детей, а дети — родителей, миллионер оказывается мошенником. Автор осуждает людей, которые только стараются казаться порядочными, а не являются ими на деле.

«Пигмалион» — миф о Пигмалионе в современном автору Лондоне. Ученый Генри Хиггинс и полковник Пикеринг заключают пари: за шесть месяцев превратить цветочницу Элизу Дулиттл в герцогиню. Благодаря своему сюжету и таланту автора пьеса имела огромный успех, в роли главной героини Шоу видел английскую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл.

Основное в пьесе — проблема неравенства людей в условиях общества. В конце произведения Элиза, уже образованная, остается ни с чем, как была до этого, только с чувством безграничной несправедливости к людям из низшего сословия. Создатели мюзикла «Моя прекрасная леди» не согласились с Шоу и изменили финал – они рассматривали пьесу как современную версию сказки о Золушке, которой романтическая концовка подходит лучше.

Shaw, Bernard. Пьесы / Bernard Shaw ; вступ. ст. , сост., примеч. З. Т. Гражданской. – Москва : Художественная литература, 1969. – 702 с. – (Серия «Библиотека всемирной литературы» ; Т. 200)

В книгу входят пьесы: «Профессия миссис Уоррен», «Кандида», «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца», «Святая Иоанна», «Тележка с яблоками», «Шэкс против Шэва».

«Кандида» — остроумная лирическая комедия. За любовь главной героини, супруги англиканского пастора борются  двое: ее супруг и молодой воздыхатель. По латыни «candid» — простодушный, искренний, чистый. Эти качества потребовались Кандиде, чтобы выбрать одного из них.

«Тележка с яблоками» — сатирическая пьеса-притча, острый политический памфлет, пьеса-гротеск, в ней автор размышляет о существующих порядках в обществе и о будущем Англии.

«Ученик дьявола». Действие пьесы происходит в конце XVIII века в североамериканских колониях во время их войны за независимость. Главный герой, Ричард Даджен, которого окружающие, да и он сам, считают бунтарём и безбожником, оказывается в итоге, как подчёркивает Шоу в предисловии к пьесе, истинным христианином, готовым пожертвовать собой, чтобы спасти ближнего.

«Святая Иоанна». Главная героиня пьесы –  Жанна д’Арк. Действие пьесы происходит в XV веке, в ходе Столетней войны, когда появление и смелые действия Жанны д’Арк переломили ход войны в пользу французов. Образ Жанны – это образ девушки решительной и знающей, что надо делать для спасения своей страны.

«Шэкс против Шэва». «Шэкс против Шэва» («Shakes versus Shav») — шуточная кукольная пьеса. Шоу всегда питал большой интерес к кукольному театру и намеревался написать что-либо для него. Это одна из его пьесок, написанных белым стихом в духе дружеской пародии на Шекспира.

Shaw, Bernard. Автобиографические заметки. Статьи.Письма: Сборник / Bernard Shaw. – Москва : Радуга, 1989. – 496 с. – ISBN: 5-05-002420-X.

В сборнике, выходящем в серии «XX век. Писатель и время», представлены автобиографические заметки, статьи и письма писателя, не переводившиеся ранее на русский язык.
Книга рекомендуется широкому кругу читателей.

Shaw, Bernard. О музыке и музыкантах / Bernard Shaw. – Москва : Музыка, 1965. – 337 с.

Книга — сборник эссе об известных композиторах (Моцарт, Гендель, Бетховен, Лист и т.д.), размышления о музыке, как таковой, и о музыкальной критике.

Светлана Кириллова.