Александр Сергеевич Грибоедов — литератор, музыкант, дипломат, обладавший выдающимися лингвистическими способностями: владел шестью языками, писал пьесы. Его ранние пьесы «Молодые супруги», «Притворная неверность», «Студент», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» написаны вместе с другими литераторами: П. Катениным, П. Вяземским и другими. Поставленный в 1824 г. на сцене водевиль большого успеха не имел, но в «Горе от ума» есть и водевильные мотивы и ситуации. Эти ранние драматургические опыты мало удовлетворяли Грибоедова. Он стремился к созданию национально-самобытной комедии, бичующей крепостническое общество. Именно произведение «Горе от ума» сделало его имя бессмертным, его изучают в школе, ставят в театре, экранизируют.

Комедия была задумана в 1816 году, когда автор вернулся в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. После его гневных замечаний кое-кто заговорил о его возможном сумасшествии. Тогда-то Грибоедову и пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов. В 1823 г., по воспоминаниям современников, писатель «продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете». Законченная в 1824 году в Тифлисе, комедия много раз подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только ее отрывки в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. До 1831 года на театральных сценах ставились только отрывки из пьесы.

26 января 1831 года она была поставлена в Петербурге полностью и с блестящим составом актеров, первым исполнителем роли Чацкого стал знаменитый петербургский актер В. А. Каратыгин. В том же году, 27 ноября, премьера состоялась в Москве в Малом театре, роль Чацкого исполнил П. С. Мочалов.

Посетивший петербургский спектакль А. В. Никитенко — историк литературы, цензор, профессор записал в своем дневнике 16 февраля 1831 года: «Был в театре на представлении комедии Грибоедова «Горе от ума»… Эту пьесу играют каждую неделю. Театральная дирекция, говорят, выручает от нее кучу денег. Все места всегда бывают заняты, и уже в два часа накануне представления нельзя достать билета ни в ложи, ни в кресла.» И А. С. Пушкин, и В. Г. Белинский не сразу оценили ум главного героя и то новое, что внесла эта комедия, заставляя задуматься о тех проблемах, которые происходят на сцене. Правда, А. С. Пушкин счел необходимым добавить: «Слушая его комедию, я не критиковал, я наслаждался…О стихах я не говорю, половина — должна войти в пословицу…».

Постепенно она становится одной из самых популярных: в Петербурге в период с 1826 по 1832 год «Горе от ума» ставилась 72 раза, значительно больше, чем другие. Самая долгая история постановок «Горе от ума» связана с Малым театром. В спектаклях, поставленных в разное время разными режиссерами, по-разному трактовались образы Чацкого, Молчалина, Лизы: от патетики до меланхолии Чацкого, от подлости Молчалина до спокойной уверенности в том, что он «на своем месте» и знает, как ему надо себя вести, так как он поставил перед собой цель достичь «степень известных».

Это произведение продолжает волновать умы и сердца зрителей и читателей.

В нашей библиотеке одно из изданий последних лет:

Грибоедов, А. С. Горе от ума : Комедия в 4-х действиях, в стихах / А. С. Грибоедов. – Санкт-Петербург : Азбука, 2016. – 248 с.

Горе от ума» — одна из первых русских комедий, разодранных на пословицы и поговорки, которыми до сих пор украшена речь всякого мало-мальски начитанного человека. «Горе от ума» — комедия, давшая русской литературе первого «лишнего человека». Эта комедия с трагическим, в сущности, финалом — поистине «русская комедия» с отчетливым горьким осадком и бесконечным сочувствием герою. Издание снабжено комментарием, а также отрывками из статей А. С. Пушкина, И. А. Гончарова и А. Григорьева, посвященных комедии «Горе от ума», что, несомненно, поможет всем, кто изучает русскую словесность.

Интереснейшую информацию об А. С. Грибоедове можно найти в книге:

Фомичев, С. А. Грибоедов. Энциклопедия  / С. А. Фомичев. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2007. – 396 с.

В энциклопедии даны сведения об основных вехах жизни и творчества А. С. Грибоедова, о его произведениях, о его личности, о круге его общения, о местах, хранящих память о нем. Значительное количество статей посвящено главной книге Грибоедова — комедии «Горе от ума». В энциклопедии освещены рукописная традиция распространения комедии, ее творческая история, основные издания (в том числе и переводы пьесы), ее сценическая судьба. Цикл статей посвящен типам великой комедии Грибоедова, постоянно варьировавшимся в произведениях других русских писателей.

Кириллова С.