В журнале «Искусство» №3 за 2020 размещена статья Андрея Ерофеева «Мерехлюндия. Обсуждая выставку «Ненавсегда». В ней идет речь о выставке прошедшей в Третьяковской галерее в 2020 году  под названием «Ненавсегда 1968 – 1985». Статья с десятью прекрасными иллюстрациями  работ с этой выставки, одна из которых – двухфигурная композиция молдавского автора Брунгильды Эпельбаум-Марченко «Одиссей и Пенелопа» (Из коллекции Государственной Третьяковской галереи).

Как пишет автор статьи Андрей Ерофеев: «Выставка разбудила российских критиков. Не припоминаю случая, когда буквально все наши авторы, пишущие или давно оставившие это занятие, вдруг воспряли духом и принялись обсуждать, публиковать пространные статьи, читать тексты коллег, часами дискутировать в фейсбуке. Дело тут, конечно, не в пандемии, подарившей нам уйму свободного времени, а в невероятной лихости самого замысла этого выставочного проекта Третьяковской галереи». В статье говорится, что куратор выставки «Ненавсегда» Кирилл Светляков и его команда замахнулись на то, чтобы в пространстве относительно небольшого выставочного зала представить все советское искусство времен «брежневского застоя». Хронологические рамки выставки ограничены 1968 и 1985 годами. Люди старшего возраста помнят, конечно, этот период времени и то ощущение, что так будет всегда. В этом смысле первоначальное  название выставки Светлякова – «Это было навсегда» — точно отражает дух времени, утверждает автор. Но запланированное  открытие выставки состоялось позже, а название выставки изменилось. Кураторы выставки пытались свести воедино официальное и неофициальное искусство эпохи «застоя». Конечно,  на выставке представлены портреты  Леонида Ильича Брежнева, генерального секретаря эпохи, но работ официального художника этого времени  Ильи Глазунова на экспозиции не выставлялись. Основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи. Выставка, посвященная эпохе «застоя», предполагает анализ индивидуального и массового сознания на материале художественных произведений, и это первая попытка подобного анализа. Программа платформы предлагала больше узнать о художественной жизни тех лет: познакомиться со значимыми произведениями, воспоминаниями художников и погрузиться в атмосферу времени, в которой они создавали свои работы. В эпоху застоя в художественной среде развивались разные направления, творческие люди занимались поисками и открытиями. На выставке были представлены около 450 экспонатов. Это живопись, скульптура, графика, мозаика, плакат, много архивных материалов. Также представлены малоизвестные документальные перформансы и фрагменты известных советских фильмов. Организаторы выставки разделили экспонаты по темам: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщество», «История и остановленное время», «Исчезновения». Здесь одновременно можно было увидеть официальное искусство и произведения, относящиеся к феномену андеграунда и альтернативной культуре.

 В залах Третьяковской галереи  были экспонированы  картины Татьяны Федоровой, Юрия Ракши, Олега Филатчева, Николая Белянова, Николая Ерышева, Елены Романовой, работы Натальи Нестеровой, Бориса Тальберга.  В статье «Мерехлюндия. Обсуждая выставку «Ненавсегда»  размещены иллюстрации выставочных работ: картины «Самовар» Коржева, «Воскресный день» Дмитрия Желинского, «Венеция» Татьяны Фёдоровой, «Однажды на дороге» Сергея Базилева и еще несколько других работ.  Приятным сюрпризом оказался тот факт, что на выставке была экспонирована скульптурная композиция  молдавского автора Брунгильды Эпельбаум-Марченко – «Одиссей и Пенелопа» (портреты  дочери и её мужа)   шамот, глазури, металл, дерево, 1978.).  Автор выпускница Кишиневской художественной школы имени И. Репина и Высшей индустриальной школы изобразительных искусств имени В. Мухиной. В персональном творчестве молдавского скульптора преобладают скульптурные портреты. Брунгильды Эпельбаум-Марченко автор мемориального барельефа Анри Барбюса в Кишинёве (1979). Коллекция работ скульптора хранится  в Национальном художественном музее Кишинева.  

  Скульптурная композиция «Одиссей и Пенелопа» Эпельбаум-Марченко экспонировалась  в разделе «История и остановленное время», выставка  «Ненавсегда 1968 – 1985», Государственная Третьяковская галерея, 07.08.2020 – 11.10.2020.

Ерофеев, Андрей. Мерехлюндия. Обсуждая выставку «Ненавсегда» : [ Выст. в Государственной Третьяковской галерее в 2020 году «Ненавсегда 1968 – 1985»]  / Андрей Ерофеев // Искусство. — 2020. —  №3(614). —  С. 144-153.

Русу Оксана