«Дочурка Ада! Именем твоим
В конце я песнь украшу, как в начале.
Мне голос твой неслышен, взор незрим,
Но ты мне утешение в печали.
И где б мои стихи ни прозвучали, –
Пускай нам вместе быть не суждено, –
Из чуждых стран, из замогильной дали
К тебе – хотя б мой прах истлел давно –
Они придут, как вихрь, ворвавшийся в окно.»

/Д. Г. Байрон, «Паломничество Чайльд-Гарольда»/

Августа Ада Лавлейс — дочь великого английского поэта Джорджа Байрона (1788—1824)— родилась 10 декабря 1815 г. Семейная жизнь Дж. Байрона сложилась неудачно — через год совместной жизни супруги навсегда расстались. В первый и последний раз Байрон видел свою дочь через месяц после рождения. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальный развод и навсегда покинул Англию. Его жена Анабелла Милбэнк (1792—1860) была одаренным человеком. Она любила математику и с детских лет до замужества занималась ею.

Джорж Байрон, Анабелла Милбэнк

Любовь к точным наукам девочка унаследовала от матери, которую называли «королевой параллелограммов». Детство Ада провела имениях своей матери, с гувернантками, воспитателями и своей кошкой — миссис Пафф. Любящая мама дала возможность ей изучать историю, литературу, языки, географию, музыку, химию, шитье, скоропись и математику. Когда Аде было 11, она отправилась с родными в путешествие по Европе. Вернувшись, она увлеклась изучением того, что она назвала флайологией, размышляя о том, как можно воспроизвести полет птицы с помощью паровых машин. У нее даже был свой проект летательного аппарата. Заметив способности дочери, мать пригласила заниматься с ней своего бывшего учителя, шотландского математика А. де Моргана, и его жену М. Сомервилль. Мэри Сомервиль поделилась с девушкой впечатлениями об удивительной вычислительной машине, созданной членом Королевского научного общества профессором Кембриджа Чарльзом Бэббиджем, с которым 16-летняя Ада познакомилась в 1833 году.

Августа Ада Байрон Кинг
Чарлз Бэббидж

Еще в 1812-1813 годах он задумал создать машину, которая вычисляла бы не только математические таблицы, которые широко применялись в практике землемеров, архитекторов, каменщиков, кораблестроителей, а также, что имело исключительное значение для Англии — морской державы, — астрономические и навигационные таблицы. Строительство продолжалось десять лет, конструкция машины всё более усложнялась, однако в 1833 году финансирование было прекращено. При жизни Чарльза аппарат так и не был доделан. В конце 1840-х он вернулся к идее разностной машины и задумал создать улучшенную версию, но, учитывая сложность конструкции и технические возможности того времени, это не увенчалось успехом. Однако часть машины все же начала функционировать и производила вычисления даже с большей точностью, чем ожидалось.

Трудная и нерезультативная работа с разностной машиной не остановила полет мысли Чарльза, и в 1833 году ему в голову пришла новая идея — создать аналитическую машину, аппарат, который можно было бы программировать. В отличие от разностной машины, она смогла бы решать более сложные задачи. Это был действительно прообраз будущего компьютера с арифметическим устройством (названное им «мельницей»), регистрами памяти, объединённые в единое целое («склад»), и устройством ввода-вывода, реализованным тогда с помощью перфокарт трёх типов. Математик по образованию (профессор математических наук в Кембридже с 1827 по 1839 годы), он написал много математических статей для научных изданий, был автором работ по страхованию, налогообложению, статистике, криптографии, занимался религиозно- философскими вопросами. Изучал электромагнитные, оптические и геологические явления. Он принимал участие в безопасности железнодорожного движения, создал устройство, которое сбрасывало случайные предметы с путей перед паровозом, изобрел спидометр для измерения скорости, офтальмоскоп для осмотра глазного дна, и сейсмограф — прибор для записи колебаний земной поверхности, устройство для наведения артиллерийского оружия. Бэббидж входил в состав экспедиции на Везувий, опускался на дно озера в водолазном колоколе, принимал участие в археологических раскопках, спускался в шахты для изучения залегания руды. Знакомство с ним и его работами определило весь жизненный путь Ады Байрон.

Ада Байрон-Кинг леди Лавлейс

В 17 лет дочь лорда Байрона впервые вышла в свет и была представлена королю и королеве. Утонченная, изысканная, с безупречными манерами, она была, как пишут биографы, «красива, изящна и таинственно бледна». Но у этой очаровательной, хруп­кой юной девушки оказался могучий аналитический ум. В июле 1835 г. Ада вышла замуж за Уильяма, восемнадцатого лорда Кинга, ставшего впоследствии первым графом Лавлейсом. В мае 1836 г. у Ады родился сын, в феврале 1838 г. — дочь, а в конце 1839 г. — второй сын. Но ни семейные заботы, ни слабое здоровье Ады не поколебали ее решимости заниматься математикой. В октябре 1842 г. итальянский математик Л.Ф. Менабреа опубликовал статью «Очерк аналитической машины, изобретенной Ч. Беббиджем». Вскоре после появления очерка Ада Лавлейс перевела его. Беббидж предложил ей добавить некоторые примечания к очерку Менабреа.

19 июля 1843 г. Ада сообщила Беббиджу, что самостоятельно «составила список операций для вычисления каждого коэффициента для каждой переменной», т.е. написала программу для вычисления чисел Бернулли. В августе этого же года перевод статьи Менабреа и «Примечания» были опубликованы. В определенных кругах Ада Лавлейс получила мировую известность. Ада Августа помогала Бэббиджу не только знаниями, но и деньгами, не задумываясь тратила средства свои и мужа, обращалась за помощью ко всем, кого знала, включая знаменитостей М. Фарадея, Д. Брюстера, Ч. Уитстона, чаще получая отказы. Тогда Ада попыталась создать систему беспроигрышных ставок на бегах, но разбогатеть на азартных играх не удалось. Лавлейсы потеряли практически всё свое состояние; граф Уильям и Бэббидж вскоре оставили эту затею, но Ада пыталась добиться результата. Увязнув в долгах, она закладывала в тайне от супруга даже фамильные драгоценности. Возможно, от полного разорения семью Лавлейс спасла только ее скоропостижная смерть. Графиня скончалась в 1852 г. , не дожив нескольких дней до 37 лет, как и ее отец. Она покоится в фамильном склепе Байронов в Ноттингемпшире, рядом с отцом, которого она никогда не видела.

Джорж Байрон, Ада Байрон Лавлейс
Первая полностью построенная разностная машина в лондонском Музее науки

Идеи Ады Лавлейс и Чарльза Бэббиджа получили развитие только спустя столетие: в 1991 г. в честь 200-летия со дня рождения Чарльза Бэббиджа по его чертежам Лондонский музей науки построил полностью механическую вычислительную «Разностную машину № 2», и хотя ее быстродействие было несравнимо с современными компьютерами, именно эта машина дала толчок к их созданию. В 2000 году в том же музее заработал принтер, также придуманный Бэббиджем для своей машины. После устранения обнаруженных в старых чертежах небольших неточностей обе конструкции заработали безупречно. 
Немногое удалось сделать за свою короткую жизнь Августе Аде Лавлейс. Она написала первую в истории компьютерную программу для аналитической машины Бэббиджа, первой ввела термины «рабочие ячейки», «цикл» и др. Предсказала появление современных компьютеров как многофункциональных машин не только для вычислений, но и для работы с графикой, звуком. В её честь назван один из известных языков программирования Ада. В своих записях она предвидела, что аналитическая машина способна создавать алгебраические формулы, а в перспективе — писать музыку, писать картины — и укажет «науке такие пути, какие нам и не снились»

Имя Ады Лавлейс вошло в историю вычислительной математики и техники как имя первой женщины — программиста. В честь Ады названы два небольших городка в американских штата — Алабама и Оклахома. В Оклахоме существует и колледж ее имени. Международный астрономический союз в 1935 году назвал кратер на видимой стороне Луны именем Чарльза Бэббиджа.

Для детей можно порекомендовать книгу автора Лори Уоллмарк, рассказывающую об Аде Лавлейс, богато и ярко иллюстрированную:

Уоллмарк, Лори. Ада Байрон Лавлейс — первый программист / Илл.: Чу Эйприл; Пер.: Варшавер Ольга. — М.: Пешком в историю, 2017. — 40 с. — (Серия: Мир вокруг нас) ISBN: 978-5-905474-84-2

Светлана Кириллова