На одном из мероприятий, организованных Российским посольством, библиотеке предоставили в дар два десятка интереснейших публицистических и литературно-художественных изданий, вышедших  в рамках «Издательской программы Правительства Москвы, одного из самых заметных и социально-значимых проектов Департамента СМИ и рекламы, существующей с 1993 года, а также в серии «Имена». Предлагаем вам познакомиться с ними в рубрике – «Новая книга в Ломоносовке». Первая из этих книг —

Непревзойденная Ольга Лепешинская / ред. : А.М. Кравцов. – Москва : ИПО «У Никитских ворот», 2009. — 160 с.

Вышедшая под редакцией писателя, режиссёра, актера, заслуженного деятеля искусств России, академика словесности, Александра Кравцова книга, предназначенная поклонникам балетного искусства,  состоит из рассказов об одной из самых знаменитых балерин двадцатого века, четырежды Лауреате Государственной премии, актрисе, общественном деятеле, международном балетмейстере-репетиторе, педагоге и человеке — Ольге Лепешинской, чье имя прочно вписано в историю российского и мирового искусства балета. Авторы книги, как следует из предисловия, «попытались создать панораму большой жизни, творческого и гражданского подвига великой балерины». Рассказ о ней ведут: искусствовед Александр Солодовников; писатель Валерий Поволяев, фронтовик-зритель, её поклонник Дмитрий Сыркашев; балетные критики и журналисты. Писатель Валерий Поволяев, считающий отличительной чертой балерины «умение добиваться, достигать цели» (один из примеров — добилась поступления в балетный техникум, куда ее поначалу не захотели принимать) приводит поразительный факт: многие великие балерины делали 32 фуэте — Ольга Лепешинская вертела 64! «Ни одна балерина мира не могла этого повторить», — рассказывает писатель в главе «Не царское это дело — баррикады». Художник-карикатурист Борис Ефимов называет ее своей «доброй приятельницей» и вспоминает о том, как по инициативе Лепешинской, они вместе «пробили» выставку в ЦДРИ Ильи Глазунова! Звучит в этой книге и её авторский голос в щемящем и гордом повествовании о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны и строках, озабоченных судьбой Центрального Дома работников искусств, председателем которого ей пришлось быть и в смутное время повальной «прихватизации». «В мемуарной литературе советского периода осторожно обходили тему трагических утрат в ее личной жизни. «Роль Злого Рока с успехом исполнила сам вождь народов. Дважды он заставил Ольгу Васильевну сопереживать аресты и смерть двух ее мужей», — пишет в предисловии «Арабески над планетой» Александр Кравцов. И это при том, что вождь был ее горячим поклонником, «смотрел все спектакли с Лепешинской и звал ее очень тепло — Стрекоза!». В главе «Семь лет счастья» — рассказ балерины о своем третьем муже — генерале армии Алексее Антонове; (первым ее мужем был кинорежиссер Илья Трауберг). «Она дружила с писателями Юрием Олешей, Михаилом Пришвиным, Алексеем Толстым… Она была с ними равной — образованна, начитанна…», — вспоминает Валерий Поволяев.

«Огромную жизнь, сформировавшую авторитет таланта, поднявшего его до символа целой исторической эпохи, не могла вместить книга-хроника, не претендующая на академическое издание. Но каждый факт в ней и каждая оценка этого факта искренни и правдивы», – за это ручаются авторы книги, собравшие бесценные сведения о жизни знаменитой балерины и ее эпохе. На обложке книги – портрет балерины работы художника  А.М. Герасимова. Завершает книгу «Биография в фотографиях».

М.Щ.