Впервые театральные маски появились в древней Греции и Риме и использовались по двум причинам: выразительная, легко узнаваемая маска позволяла актёру изображать определённое лицо, а особая форма прорези рта существенно усиливала звук голоса, как рупор. Под открытым небом, перед лицом огромной толпы звук обычного голоса был бы не слышен. Да и мимика актёра была совсем не видна. Иногда маски бывали сдвоенными или строенными. Такую маску актёры двигали во все стороны и быстро преображались в нужных героев. Две древнегреческие маски, плачущая и смеющаяся, являются традиционным символом театрального искусства. Одновременно с развитием театральных масок появляется театральный грим на Востоке. Со временем цвета грима стали играть символическую роль. В китайском театре, например, красный цвет обозначал радость, голубой — честность. В японском театре Кабуки актёр, изображающий героя, рисовал красные линии на белом фоне, а актёр, играющий злодея, изображал синие линии на белом. Белые лица свойственны властным злодеям. В то же время в японском театре Но использовался не грим, а маска. Носить маски мог только главный (ведущий) актёр. Остальные актёры играли без париков и грима. С исторической точки зрения интересны также маски итальянского театра дель Арте (итальянской комедии городских площадей). Арлекин, Пьеро, Коломбина — это герои, вышедшие как раз из итальянской комедии. Арлекин и Коломбина  изображаются, как правило, в клетчатых костюмах. А это были всего лишь заплатки, говорящие о бедности персонажей. Эти герои, а также маски, маскарады, карнавалы, были долгое время популярны в Европе. Они стали частью образа жизни, а в Венеции начал ежегодно проводится самый знаменитый из всех бал-маскарадов. Символом Венецианского карнавала является полумаска.

Подробно об истории театральных масок вы узнаете из наших книг:

Гайда И. Китайский традиционный театр Сицюй / И. Гайда. – Москва : «Наука», 1971. – 126 с., ил.

Гундзи М. Японский театр Кабуки / М. Гундзи. – Москва : «Прогресс», 1969. – 230 с., ил.

История зарубежного театра. Театр Западной Европы : учеб. для культ-просвет. и театр. учеб. заведений. — Ч.1. / под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. – Москва : «Просвещение», 1971. – 360 с. : ил.

История зарубежного театра. Театр Европы и США ХIХ -ХХ вв. : учебник для культ.-просвет. и театр. учеб. заведений. Ч.2. / под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. – Москва : «Просвещение», 1972. – 328с. : ил.

История зарубежного театра. Ч. 3. Театр Европы и США после 1945 года : учеб пособие для культ.-просвет. и театр. училищ и ин-тов культуры / под ред. проф. Г. Бояджиева и др. – Москва : «Просвещение», 1977. – 319с. : ил.

Кабуки / Хамамура Е. и др. – Москва : «Искусство», 1965. – 204 с. : ил.

Каллистов Д. Античный театр / Д. Каллистов. – Ленинград : «Искусство», 1970. – 176 с. : ил.

Лян Янь. Азы Пекинской оперы / Лян Янь. – Пекин: Изд-во лит. на иностр. яз., 2003. – 72с. : ил.

Театр и драматургия Японии. – Москва: Восточ. лит., 1965. – 161 с. : ил.

Русу Оксана