Международный день музыки (International Music Day), отмечаемый ежегодно   1 октября начиная с 1975 года, был учрежден по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО двумя годами ранее на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне.

Одними из инициаторов учреждения Международного дня музыки стали композитор Дмитрий Шостакович и председатель Международного музыкального совета Иегуди Менухин

Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки и акции просветительского характера, что способствует цели распространения музыки как искусства в самых разных сообществах. Предлагаем вашему вниманию несколько книг из новых поступлений о великих русских композиторах.  

П.И. Чайковский и Д, Д, Шостакович  глазами современников и потомков

Уилсон, Э. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками /  Э. Уилсон. — СПб.: «Композитор» Санкт-Петербург, 2006. – 536 с., ил.

Эта книга – биография Дмитрия Шостаковича, представленная автором сквозь призму воспоминаний. О жизни и творчестве композитора рассказывают его родные, друзья, учителя, ученики, исполнители. В книге звучат голоса десятков современников композитора; фрагменты мемуаров чередуются с письмами и интервью, взятыми Э. Уилсон.  Автор пытается передать восприятие современниками личности композитора, передать атмосферу  того времени, предоставив читателям возможность самим делать выводы. Элизабет Уилсон дочь британского посла в Советском Союзе сэра Данкана Уилсоа, ученица М. Ростроповича, она жила в Москве в 1960-е. Из воспоминаний и документов эпохи автор создает живой и многогранный портрет Д. Шостаковича.

Познанский,  А. Чайковский в Петербурге / А. Познанский. – СПб.: «Композитор» Санкт-Петербург, 2011. – 544с., ил.

 

Петербург был судьбоносным городом в жизни Петра Ильича Чайковского. Именно в российской столице он решил посвятить себя музыке, а на сцене Мариинского театра состоялись грандиозные премьеры его лучших опер и балетов. Петербургу он обязан душевными качествами и профессиональными навыками, определившими все дальнейшее творчество. Прожив в нем непрерывно более шестнадцати лет, Чайковский постоянно туда возвращался. На берегах Невы он скончался осенью 1893 года. Впервые на основе его личной переписки, на основе редких воспоминаний современников, а также новых архивных изысканий в данной книге представлена многогранная формирующая роль города в биографии великого русского композитора. Автор — крупнейший специалист по данной теме, посвятивший несколько десятилетий изучению жизни и творчества П.И.Чайковского и опубликовавший ряд авторитетных исследований о нем на русском, английском, немецком и японском языках. Книга богато иллюстрирована и дополнена списком всех известных петербургских адресов композитора, а также указателем имен.

Волков, С. Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным / С. Волков. – Москва.: «ЭКСМО», 2004. — 320 с., ил.

После выхода этой книги, ставшей интеллектуальным бестселлером и завоевавшей статус «культовой», Соломона Волков приобрел известность как русский «Эккерман». В «Страстях по Чайковскому», впервые вышедших на английском языке в Нью-Йорке  1985 году, дан необычный портрет  Петра Ильича Чайковского  сквозь призму  восприятия великого русско-американского хореографа Джорджа Баланчина. Хорошей рецензией  явилось отношение к книге Жаклин  Кеннеди-Онасис. Она переиздала «Страсти по Чайковскому» в серии лучших книг по искусству. Замечательный французский хореограф Морис Бежера был так увлечен этой книгой, что поставил по ней балет. В 1985 году в Нью-Йорке состоялась премьера «Саломеи», либретто которой было основано на высказывания Баланчина из «Страстей по Чайковскому»