Aркадий Натанович Стругацкий – легенда и классик советской фантастики. Писатель широко известен во всем мире. Произведения братьев Стругацких изданы в 33 странах и переведены на 42 языка.  Родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона.. Окончил Военный институт иностранных языков по специальности — переводчик с английского и японского языков. Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом «С. Ярославцев». Аркадий Стругацкий также перевёл с японского языка несколько рассказов Акутагавы Рюноскэ, романы Абэ КобоНацумэ СосэкиНома ХиросиСанъютэя Энтё, средневековый роман в стиле гунки «Сказание о Ёсицунэ». Отец – искусствовед, мать – преподаватель русского языка и литературы. В общем все в жизни не случайно, и в литературе не чужой человек, и слава богу. Совместно Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были переведены с английского романы Андре НортонХола КлементаДжона Уиндема. В 1958 году  была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноименную повесть.

Борис Натанович Стругацкий — брат и соавтор  почти всех художественных произведений. Практически все произведения братьев Стругацких стали классикой современной научной и социальной фантастики.

Братья Стругацкие — не просто классики современной фантастики. Их книги — это не только бластеры, массаракш, сталкер, мокрец, прогрессор, космические корабли, роботы и пришельцы. Главное совсем-совсем не это. А что «Думать — не развлечение, а обязанность», и что «Трудно быть богом», и что «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!». Романы, повести и рассказы Стругацких учат нас мыслить шире, понимать простые, но такие необходимые для самоуважения вещи, ценить близких любимых людей — они ведь не бесконечны…

Лучшие цитаты из произведений Аркадия и Бориса  Стругацких :

  1. «Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать». Пикник на обочине
  2.  «Это что-то вроде демократических выборов: большинство всегда за сволочь». Гадкие лебеди
  3. «В конце концов противник обладал таким мощным оружием, как большая круглая печать, и нам нечего было ей противопоставить». Сказка о тройке
  4. «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные». Трудно быть богом
  5. «Волчица говорит своим волчатам: „Кусайте, как я“, и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: „Удирайте, как я“, и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: „Думай, как я“, а это уже преступление». Гадкие лебеди
  6. «Лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому». Стажеры
  7. «Почему не помолчать, когда все ясно без слов?» Пикник на обочине
  8. «Всё на свете вздор, есть только одна роскошь — роскошь человеческого общения». За миллиард лет до конца света
  9. «Каждый человек в чем-нибудь да гений. Надо только найти в нем это гениальное». Улитка на склоне
  10. «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Понедельник начинается в субботу

И еще много полезного, что заставит трудиться ум и душу, в книгах классиков современной фантастики:

Стругацкий А., Стругацкий Б. Пикник на обочине; Отель « У погибшего альпиниста»; Улитка на склоне: Фантастические романы / А. Стругацкий, Б. Стругацкий . —  М.: АСТ-ЛТД; СПб.: Terra Fantastica, 1997. – 624 с.: ил.

«Счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженным!» Знаковые слова… Шедевр братьев Стругацких. Жесткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга. Время идет… Но история загадочной Зоны и лучшего из ее сталкеров — Рэда Шухарта — по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

Стругацкий А. Хищные вещи века; Чрезвычайные происшествия; Полдень, XXII век : Фантастические романы и рассказы  / А. Стругацкий, Б. Стругацкий . —  М.: издательство АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2001. – 672 с.: ил.

XXI век — эпоха перемен… В этот мир окунается космонавт Иван Жилин, навсегда возвратившийся на Землю, где его ждут «хищные вещи века». А впереди, вслед за цепочкой «чрезвычайных происшествий», маячит золотой XXII век, век галактической цивилизации землян, ее Полдень. Эпоха, когда Земля захотела подарить свое счастье иным мирам, — эпоха Прогрессорства.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер: Повести. Отягощенные злом, или Сорок лет спустя: Роман. / А. Стругацкий, Б. Стругацкий . —  М.: Текст, 1993. – 495 с.

«Жук в муравейнике» — трагическая фантастика. История «космических подкидышей», когда-то заброшенных на Землю таинственной цивилизацией «чужих» — и, что называется, «по определению» считающихся потенциально опасными. История одного из этих «подкидышей», внезапно вышедшего из-под контроля земных спецслужб — и начавшего задавать ненужные вопросы, — и следователя, занимающегося его поисками…

Стругацкий А., Стругацкий Б. Бессильные мира сего: Фантастические романы / А. Стругацкий, Б. Стругацкий . —  М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2008. – 656 с.

Действие романа происходит не в далеком будущем, как чаще всего бывало в сочинениях А. и Б. Стругацких, но «здесь и сейчас». Внешняя интрига — попытка неких криминальных структур использовать способность одного из героев угадывать будущее. Примет нашего времени (мафия, коррумпированные выборы, новые русские) в романе достаточно, но, как всегда, главное в нем — интрига идей и «проклятые» вопросы: имеем ли мы право на вмешательство в чужие дела, пусть даже и во имя высшей цели (привет благородному дону Румате!), где пролегает грань между чистыми побуждениями и своекорыстием, а также — в чем сила и в чем бессилие личности в истории.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу: Фантастические произведения / А. Стругацкий, Б. Стругацкий . —  М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2008. – 736 с.

Шедевр русской фантастики! Блистающие юмором истории младшего научного сотрудника Александра Привалова стали настольной книгой многих поколений российских читателей. Федор Симеонович Киврин и Витька Корнеев, ведьмочка Стеллочка и профессор Выбегалло, Лавр Федотович и птеродактиль Кузька, пришелец Константин и Клоп Говорун… Герои «Понедельника…» и «Сказки о Тройке» живут среди нас по сей день.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу: Фантастические произведения / А. Стругацкий, Б. Стругацкий . —  М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2008. – 736 с.

 «Дьявол среди людей» (1991) — это мрачная, беспросветная повесть, завершенная Аркадием Стругацким меньше чем за полгода до смерти и впервые опубликованная под псевдонимом С.Ярославцев, так же как и рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984). Однако сегодня и сам Борис Стругацкий, и все его читатели признают, что даже вещи, написанные братьями поодиночке, могут и должны считаться общими, так как они всегда и все придумывали вместе.

Чудесные иллюстрации художников  Я. Ашмариной, Л. Рубинштейна, А. Карапетяна, В. Любарова, В. Нартова, И. Ильинского, Е. Мигунова и др. дополнят всю палитру восприятия произведений классиков жанра умной фантастики  Аркадия и Бориса  Стругацких

Фильмы по произведениям Стругацких – это отдельная история: почти всегда не экранизация книги, а кино, снятое по мотивам. Чаще всего они сами писали к ним сценарии или принимали активное участие в их написании. Об этих фильмах всегда много спорят, находятся и те, кому фильм очень понравился, и те, кто категорически не согласен с такой постановкой. Но без внимания они не остаются никогда: Чародеи, Отель «У погибшего альпиниста», Обитаемый остров, Гадкие лебеди, Сталкер, Трудно быть богом.

«Пикник на обочине»(1972) —  самая резонансная вещь Стругацких, запустившая в широкий оборот словечко «сталкер». Повесть дала Андрею Тарковскому повод для создания двухсерийного фильма, вошедшего в золотой фонд мирового кинематографа. Как всегда — о счастье человеческом и о глухих окольных тропах, которые порой к нему ведут. Первоисточник весьма далек и от картины Тарковского, и тем более от франшизы «S.T.A.L.K.E.R.», раскрученной украинскими игроделами и московскими издателями: стоит ознакомиться с «Пикником…» хотя бы для того, чтобы не попасть впросак и осознать эстетическую пропасть, разделяющую литературные поколения.

«Трудно быть богом» (1964) — повесть, которая задумывалась как легкая, бравурная, авантюрно-приключенческая, «мушкетерская», а стала одним из самых спорных произведений Стругацких, чаще всего вызывающих раздражение в высоких кабинетах. Книга о попытках изменить человеческую сущность и об этичности таких попыток. Принято считать, что повесть «Трудно быть богом» во многом повлияла на  оказание так называемой «братской помощи», которую СССР щедро оказывал развивающимся и странам соцлагеря. Однако сами Стругацкие это мнение не разделяли: их интересовали более близкие исторические параллели, недаром в одной из первых редакций дона Рэбу, «серого кардинала» Арканара, звали без затей доном Рэбией.

Всем, кто не читал книг и не смотрел экранизаций срочно восполните этот пробел! Каждый найдет что-то важное и нужное для себя, что возможно изменит собственную жизнь и окружающую действительность в лучшую сторону. Удачи!

Тамара Дунаева