Издательский проект «Квадривиум» в начале июня прислал в дар библиотеке очередной комплект книг философско-духовной направленности. Предлагаем вашему вниманию книгу:

Дьякон Федор. Собрание творений. – СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2019. – 576 с.

Творения дьякона Федора Иванова предназначены для тех читателей, кому интересна духовная история России и важнейшая страница в истории русской церкви — раннее старообрядческое богословие. Имя Федора Иванова тесно связано с  именами пустозерских страдальцев, противников никоновской реформы: протопопом Аввакумом, священником Лазарем, иноком Епифанием, протомившихся в земляном срубе за Полярным кругом четырнадцать лет и сожженных в нем в апреле 1682 года «за великия на царский дом хулы», — мужественных подвижников, причисленных старообрядческой церковью к лику святых. Дьякон Федор, по крайней мере, с конца XIX века, почитался среди старообрядцев как священномученик.

Образованность Федора, его проповеднический и писательский талант, авторитет были общеизвестны и общепризнаны. Его труды не потеряли актуальности и в наше время. Известно, что он происходил из семьи потомственных священников. Его отец был попом  в вотчине боярина Никиты Одоевского. В 1658 году оказался в Москве и вскоре, благодаря своим выдающимся качествам, «был перемещен на дьяконское место к Богородицкому приделу Благовещенского собора в Кремле». В период смутных времен оказался свидетелем борьбы царя Алексея Михайловича и послушных ему иерархов с противниками никоновских реформ. Чтобы разобраться в спорах, дьякон Федор стал изучать московские, киевские, сербские, болгарские душеполезные книги, имея познания в греческом и латинском языках.  Изучив церковные труды, перешел в лагерь противников реформ Никона, что означало конец его духовной карьеры при царском дворе. В это время знакомится с протопопом Аввакумом, часто бывает в доме боярыни Феодосьи Морозовой, поддерживает отношения со многими священниками, сторонниками старой веры, считавших, что всякая попытка изменить церковное предание, отредактировать богослужебные тексты и чинопоследования подрывает основы самой веры. В 1665 году его арестовали, посадили на цепь в Крутицком подворье, подвергли допросам. Арест только побудил его к более активным действиям. Не сумев переубедить дьякона Федора и протопопа Аввакума, церковные иерархи расстригли их и предали анафеме как еретиков, в Успенском соборе Кремля. Расстриженных тайно отвезли в Николо-Угрешский монастырь, где, не выдержав голодовки и суровых условий, Федор Иванов на время раскаялся, признав реформы, но тут же «ужаснулся своему отступничеству», бежал из Покровского монастыря, куда был перевезен, выкрав свою жену и детей. Его «сыскали» и поместили в Троице-Сергиев монастырь, где он продолжил свои занятия церковной историей и догматикой. В августе 1667 года «разбойничий» Большой Московский собор передал его «градскому суду», который, осудил Федора Иванова на жестокую казнь – «урезание языка» на Болоте и ссылку в тот же день в Пустозерск, куда ранее сослали его сподвижников  — священника Лазаря и инока Епифания. «С этого времени началось творческое содружество проповедников и писателей – признанных руководителей старообрядческого движения, продолжавшееся вплоть до их гибели 14 апреля 1862 года». «За 14 лет совместного заключения в непомерно тяжелых условиях, лишенные книг, бумаги и чернил, вынужденные общаться тайно по ночам, пустозерские узники создали около ста оригинальных публицистических произведений…», — пишет Н.Ю. Бубнов.

В «Собрание творений»  включены все известные произведения дьякона Федора, представленные в следующих разделах: Биографические материалы и судебные документы; Исторические и агиографические работы и письма; Пастырское богословие; Полемическое богословие; Спор с протопопом Аввакумом. Литературное наследие разделено тематически. Сочинения дьякона предваряют две статьи К.Я. Кожурина «Феодор предивный и всекрасный страдалец» и «Очерк богословия дьякона Федора» Т.Г. Сидаша. Завершают книгу два приложения: «Из библиотеки игумена Феоктиста» с посланиями Феоктиста к боярыне Феодосье Морозовой и «Некоторые источники Федора», содержащие тексты произведений, на которые ссылается автор — с «Житием Мелетия Архиепископа Антиохийского», «Словом Феодоритовым», «Стоглавом» и др.

Не претендуя «на полноту и специальный археографический анализ рукописей», как указывает в предисловии кандидат философских наук К.Я. Кожурин, составители надеются на то, что издание будет способствовать «дальнейшему изучению и публикации на высоком академическом уровне литературного наследия этого незаурядного писателя и деятеля раннего старообрядчества»

                                       По материалам вступительных статей к сборнику