В 1794 году в Россию из Франции прибыл кондитер Луи-Жюль Бенуа (1770-1822). Его сын Николай Леонтьевич, отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. В его семье 3 мая родился будущий художник, активный деятель театра и кино, декоратор, художественный критик, автор литературных трудов об искусстве, организатор выставок для художников, сценограф, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) .

В 1894 году его карьера теоретика и историка искусства началась главой о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями он впервые приехал во Францию, где начал писать «Версальские серии» — картины, изображавшие парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV, и вскоре приобрёл известность серией акварелей, написанных под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены меценатом, коллекционером произведений русского изобразительного искусства П. М. Третьяковым. В 1896-1898 и 1905-1907 годах художник работал во Франции. Именно А. Бенуа впервые ввёл в оборот выражения «авангард» и «русский сезаннизм».

. В 1903 году Бенуа создал один из шедевров отечественной книжной графики — около 30 иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»,  выполненных тушью и акварелью.

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904). Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Бенуа.

В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе Сергея Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала. В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Познакомиться с ними можно по указанной ссылке: https://romanovs-russia.blogspot.com/2017/05/blog-post.html

В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет…Статьи и письма 1917—1960 гг.».

Эти книги можно найти в отделе художественной литературы и отделе искусства библиотеки:

Бенуа, А. Н. «Мой Дневник: 1916–1917–1918». – М., Русский путь, 2003 — 704 с.

Впервые публикуется дневник, который Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), известный художник, историк искусства и художественный критик, вел в 1916–1918 годах. В записках, ярко свидетельствующих о его выдающемся уме и острой наблюдательности, отразилась жизнь семьи Бенуа, его друзей, события Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, состояние культуры в эти годы, общие взгляды А. Н. Бенуа на мир и искусство.

 Бенуа, А. Н., «Мои воспоминания» Кн. 1, 2, 3. – М., Наука, 1990 — 712 с.

 Бенуа, А. Н., «Мои воспоминания» Кн. 4, 5. – М., Наука, 1990 — 744 с.

В этой книге вызывает огромный интерес семейный уклад и окружение автора, художественная и театральная жизнь Петербурга той эпохи. «Воспоминания» А. Н. Бенуа учат любви к своей стране, к своему городу, к семье и ее традициям. К книге возвращаешься и за справками, и за знаниями, и просто ради душевного отдыха. Александр Бенуа, несомненно, был талантлив не только в живописи, но и в литературе. Он пишет лёгким слогом, интересно и содержательно. Он жил в интересное время — на стыке веков. Лувр и Петергоф, правление трех императоров, политические деятели и люди искусства — об этом можно узнать из этих книг.

Как исследователь искусства живописи в XIX-XX столетиях художник высказывает свои мысли о правде в искусстве, о реалистическом методе, о великих мастерах прошлого, об умении остро чувствовать и передавать другим «тайну красоты» в книгах:

«Александр Бенуа размышляет…». – М., Сов. художник, 1968 — 750 с.

Бенуа, А. Н., «Художественные письма. 1930-1936». – М., Галарт, 1997— 406 с.

Бенуа, А. Н., «История русской живописи в XIX веке». – М., Республика, 1998 — 448 с.

Светлана Кириллова.