М.Ю. Лермонтов написал «Маскарад» в 1835 году. Ему —  20 лет и о великом русском поэте Лермонтове мир еще не даже не подозревает. До его всероссийской известности, вспыхнувшей после стихотворения «На смерть поэта», оставалось два года. М.Ю. Лермонтов практически ничего не делал для публикации своих стихов, но при этом ему очень хотелось увидеть свою драму «Маскарад» на сцене. Представьте себе, что цензура не разрешала пьесу к постановке! Как это так: дворянин отравил невиновную жену, да еще там в карты играют! Ведь  игра в карты на деньги была запрещена специальным императорским указом, как и дуэли. М.Ю. Лермонтов еще несколько раз переписывал пьесу, но она увидела свет уже после его смерти.

Нам с вами непонятно: «Как можно не разрешить Лермонтова? Это же ЛЕРМОНТОВ!» Но для цензора он был никому не известным автором. Так почему «Маскарад» не пускали к постановке? Что кроется под «масками»?

Главный герой Евгений Арбенин, в молодости профессиональный картежник, шулер, скопивший состояние на проигрышах безусых юнцов и благородных отцов семейств, многие из которых после проигрыша шли с семьей по миру или лезли в петлю, безжалостный и беспринципный, вдруг влюбляется и женится на прелестной чистой девушке Нине.
Но все рухнуло в один момент: из-за нелепой случайности: он заподозрил свою жену в том, что она наставляет ему рога и смеется над ним. Некий ловелас рассказал ему, что в маскараде одна маска оказывала ему чрезвычайные знаки внимания, но до самого конца не дошло – маска упорхнула, оставив в залог своей любви браслет: мол, по нему меня найдешь. И это оказался браслет его жены. Нина признается, что потеряла его на маскараде. Но Арбенин не верит ей, ведь сколько раз он сам был свидетелем, когда надев маски, дамы отправляются на балы, чтобы подцепить какого-нибудь лихого молодца и предаться с ним разврату. И он творит зло – убивает невинную душу. Вскоре выясняется, что  Нина действительно потеряла браслет, и его нашла одна светская вертихвостка, баронесса Штраль, которая и подарила браслет князю Звездичу. Тому самому Звездичу, которого Арбенин успел опозорить, обозвал шулером и дал пощечину, но от вызова на дуэль отказался, считая, что с таким стреляться ниже своего достоинства.  
В четвертый акт Лермонтов ввёл фигуру Неизвестного. В его образе судьба карает героя: семь лет назад Арбенин обыграл мстителя в карты, чем погубил навек, теперь настал черед самого Арбенина. Он сходит с ума от того, что погубил единственное светлое существо, возбудившее в нем любовь.

Жизнь есть игра, как говорил Шекспир,
Игра? Нет – маскарад. Надменный и жестокий,
Что оставляет в дураках весь мир,
Запутывает гений сложный и глубокий.

Повсюду маски, танцы, мишура,
И звонкий смех, скрывающий отчаянье.
И в страшный рок превращается судьба,
И лжи дурман вторгается в сознанье.

И невозможно знать: где правда, где обман –
Раскрыть все маски даже умным не под силу.
Уж лучше вовремя уйти, без тяжких больных ран,
Чем преждевременно копать себе могилу.

Ох, бедный Арбенин, ни твой холодный ум,
Ни опыт твой богатый, ни даже нежность к Нине,
Прогнать не смели маскарадный шум,
А, наоборот – лишь все усугубили.

Первый раз «Маскарад» поставили в 1852 году. Реакция публики была сдержанная. Пьеса стала считаться негодной для сцены. А вот в 20 веке «Маскарад» ставили не раз.  Театральные постановки всегда отличались роскошью и великолепием. Как жаль, что автор пьесы так и не увидел свою драму «Маскарад» на сцене.

Обманут. Вокруг пальца обведен жестоко,
Отчасти – глупыми шутами, отчасти – самим собой.
И в сердце стало тяжко, одиноко,
И месть вспыхнула в первый черед к той,

Которую любил ты больше всех на свете,
Из-за которой свет весь вдруг стал мил,
Ради которой мог бы умереть ты,
И вдруг которую в итоге сам убил.

Ах, Маскарад, на этом можно было бы закончить:
Благодаря твоим блескам, одна душа мертва,
Другая – опозорена на целый век ничтожный,
А третья постепенно сходит с ума.

Но нет, тебе ведь это мало,
Так что маски вечно будут выражать добро
И искренность, когда насмешки жало
За маской прячется итого.

Шарад твоих не разгадать вовеки,
Да и не надо – кто на это гож?
Ведь сразу же заманишь к себе без маски человека
И быстро тихо воткнешь в спину его нож.

И так Арбенину ты нож воткнул, не слушая мольбы,
А он стоял, лишь слегка впавший в дрожь,
Стоял один, сняв маску, напоследок, со своей судьбы,
И повторяя: «Ошибка… я ошибся… что ж…»

Лермонтов, Михаил. Маскарад: драма в 4 действиях, в стихах / Михаил Лермонтов. —  Ленинград:  Детская литература, 1990. – 272 с.

Маскарад – не только бал, на котором завязывается сюжет, Маскарад – образ жизни, богемный стиль, если хотите, то, как живут все эти люди. Маски, маски, маски, ложь, притворство, интриги, козни, месть, растоптанные жизни. А зачем? Да просто так, как лекарство от скуки, от пресыщенности, как способ пощекотать нервы и забыть через пару минут.

 Драму «Маскарад» М.Ю. Лермонтов написал 185 лет назад. Много изменилось с тех пор? Читаем, перечитываем, думаем…

Тамара Дунаева