Отмечая 160 лет со дня рождения великого классика мировой литературы Антона Павловича Чехова,  мы рады предложить нашим читателям книги подаренные Домом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. Антон Павлович Чехов – величайшая величина как в русской так и в мировой литературе. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. Его любили женщины, дети и собаки… Любимых такс он назвал — Бром Исаевич и Хина Марковна. Цитатами из его произведений пользуются и стар и млад: «Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром», «Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?», «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься»…

Его особенный стиль — четкий, выверенный каждой буквой и каждым словом узнаваем с первых строк произведения. Щемящие и тонкие истории любви, и едкие саркастические рассказы, печальные и смешные зарисовки и психологические женские и мужские портреты: «Дядя Ваня», «Дуэль», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Душечка», «Человек в футляре», «Драма на охоте» и многие другие. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля 1904 года Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…» После чего писатель вновь лег — и уже не проснулся.

Читайте Чехова, дорогой читатель, порадуйте свою душу неожиданной глубиной мудрости мыслей автора. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию:

Из подаренных  Домом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына:

Русское зарубежье о ЧеховеРусское зарубежье о Чехове: Критика, литературоведение, воспоминания: Антология. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, 2010. 304 с.

В книгу вошли критические статьи, эссе, литературные портреты, юбилейные заметки, фрагменты литературоведческих монографий, мемуарные очерки — наиболее значимые образцы разных жанров, представляющие чеховиану русского зарубежья. В антологии собраны тексты ведущих писателей и критиков эмиграции (Г.В.Адамовича, Б.К.Зайцева, K.B.Мочульского, В.В.Набокова, A.M.Ремизова, Д.П.Святополк-Мирского, В.Ф.Ходасевича), а также не менее содержательные произведения незаслуженно забытых авторов второго ряда (А.В.Амфитеатрова, М.Курдюмова (М.А.Каллаш), Вас.И.Немировича-Данченко, E.H.Чирикова и др.), многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
Антология адресована не только специалистам по русской литературе, но и широкому читателю, в том числе школьникам и студентам, для которых станет незаменимым пособием как для изучения творчества А.П.Чехова, так и для знакомства с мемуарным и литературно-критическим наследием русского зарубежья.

Чудаков о ЧеховеЧудаков, Александр. Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение / Александр Чудаков. – СПб.: Азбука, 2016. – 704 с.

Александр Павлович Чудаков (1938-2005) — доктор филологических наук, исследователь русской литературы XIX-XX веков, писатель, критик. Широкому кругу читателей он известен как крупнейший специалист по творчеству Чехова. В дневниках А. П. Чудакова есть запись: «А еще говорят — нет знаков, предопределения. Я приехал в Москву 15 июля 1954 г. Вся она была уклеена газетами с портретами Чехова — был его 50-летний юбилей. И я ходил, смотрел, читал. И подумал: «Буду его изучать». Так и вышло». Монография «Поэтика Чехова», увидевшая свет в 1971 году, когда ее автору было немного за тридцать, получила международное признание и вызвала ожесточенное сопротивление консерваторов от науки. А. П. Чудаков одним из первых предложил точные методы описания повествовательной системы писателя, ввел понятие «вещного мира» произведения, а его главный тезис — о «случайностной» организации чеховской поэтики — неизменно вызывает заинтересованные споры исследователей.

Чехов Малое собрание сочиненийЧехов А.П. Малое собрание сочинений / Антон Чехов. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2018. – 800 с.

«Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце XIX века в мельчайших подробностях», — предсказывал в 1906 году Д. С. Мережковский. По словам Е. И. Замятина, «для изучения русской жизни в эту эпоху все написанное Чеховым — такой документ, как летопись Нестора для изучения начала Руси». И все-таки Чехова, чье творчество оказало столь мощное влияние на мировую культуру, часто называют писателем ХХ века — и это справедливо. Он во многом обновил поэтику прозы, произвел революцию в театре, предложил особый тип взаимоотношений автора и читателя: на равных, без явного пророчества и учительства. В произведениях Чехова формула «говорить на разных языках» перестала быть метафорой, и это тоже стало открытием. В воспроизведении конфликтов, основанных на непонимании слов, поступков, поведения другого, даже самого близкого человека, Чехов так же неисчерпаем, как и в комических сюжетах: взрослый — ребенок, мужчина — женщина, муж — жена, народ — интеллигенция, наконец, непонимание самого себя. Но видимо, в каких-то отношениях Чехов спорил с ХХ веком. Может быть, поэтому созданный Чеховым мир «хмурых людей» в ХХ веке уже казался потерянным раем.

Из библиотечного фонда:

Чехов ИзбранноеЧехов, А.П. Избранное: Рассказы. Повести. Пьесы. Воспоминания писателей о Чехове. – М.: Эксмо, 2004. – 640 с., илл.

Основу тома избранных произведений Антона Павловича Чехова составляют рассказы, повести и пьесы, входящие в современные школьные программы по литературе.
Книга будет интересна и взрослым читателям, которые смогут вновь обратиться к изучавшимся некогда шедеврам и неожиданно ощутить их неувядающую художественную свежесть, глубину и мудрость мыслей автора, живое присутствие его героев — открыть новое в, казалось бы, знакомых строках.

Чехов Человек в футляреЧехов, А.П. Человек в футляре / Антон Чехов. – М.: АСТ МОСКВА, 2007. – 573 с.

Антон Павлович Чехов заключил в своих повестях, рассказах и пьесах весь диапазон характеров широкой русской души. Будучи знатоком психологии, человеком с превосходным чувством юмора и иронией, он писал меткие произведения, не потерявшие актуальности по сей день. Каждое его творение живет на грани сатиры и драмы, а потому перечитывать рассказы «Дама с собачкой», «Хирургия», «Попрыгунья», «Душечка», «Каштанка», «Дом с мезонином», «Лошадиная фамилия» и прочие можно бесконечно. Все они вошли в сборник «Человек в футляре». Героям Чехова хочется сопереживать: в коротких, но точных историях каждый читатель узнает себя. Даже самый легкомысленный (на первый взгляд) рассказ надолго врезается в память.

Тамара Дунаева