ckrСкрябинъ, Александр. 24 прелюдии для фортепиано : [соч. 11] / Издание М. П. Беляева въ Лейпциге. – Leipzig : Edition M. P. BELAIEFF, 1897. – 37 с.

Стоит обратить внимание на год издания – 1897! Не так уж часто возникает возможность прикоснуться к позапрошлому веку.

Ноты из фондов Отдела искусств Ломоносовки, были изданы 120 лет назад в Германии, в Лейпциге – городе, где четверть века властвовал Бах. И в этом факте сегодня тоже можно углядеть его неслучайность: именно великие мастера прошлого, начиная с Баха, узаконили прелюдию как жанр, столь любимый Скрябиным. Прелюдии занимают видное место в его творчестве, насчитывающем более 200 произведений, из которых 90 (!) – это прелюдии.

Нотный сборник 24 прелюдии для фортепиано, состоящий из четырех тетрадей, – одно из ранних сочинений композитора. Он начал работу над ним в 16 лет и в 1896 году закончил, так что данное издание 1897 года скорее всего первое. Тираж не указан, но вряд ли так уж много экземпляров сохранилось. И то, что в «Ломоносовке» есть прижизненное нотное издание А. Н. Скрябина уже само по себе вызывает интерес. Может быть, кто-то из музыкантов захочет сыграть именно по этим нотам – милости просим, в библиотеке есть фортепиано. Можно, конечно, сыграть по любой нотной записи вечно звучащую музыку, но само прикосновение к пожелтевшим от времени страницам настраивает по-иному душу, обогащает мировосприятие.

 «Музыка жива мыслью!» – афоризм, принадлежащий Скрябину. Мир его прелюдий богат и разнообразен. Состояние, родственное поэтической мысли его музыкальных произведений, передают известные строчки Ломоносова:

Разверзлась бездна, звезд полна.

Звездам числа нет. Бездне дна.

Как же все взаимосвязано в нашем мире. И как мало мы его понимаем. «Ленивы и нелюбопытны», как считал Пушкин?.. Но есть возможность опровергнуть гения – прийти в библиотеку хотя бы из любопытства…

В.Ф.