дюрДюрренматт, Фридрих. Судья и его палач. Подозрение. Обещание. Правосудие : [романы] / пер. с нем. – Москва : Астрель, 2000. – 592 с.

Увы, нечасто найдешь на полках кишиневских библиотек книги швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта. Больше всего их в Центральной библиотеке им. Б.П. Хашдеу – в числе подаренных для Зала немецкой литературы, но ведь не все могут читать в оригинале. Тем более приятно сообщить нашим читателям, что «Ломоносовке» подарили книгу Дюрренматта в русском переводе.

Под одной обложкой здесь собраны четыре самых популярных детектива. А надо сказать, что Дюрренматт (завоевавший наиболее широкую известность как драматург) – очень своеобразный автор детективного жанра, хотя писал эти свои романы большей частью ради заработка. «История додумана только тогда до конца, когда  принимает наихудший  оборот» – вот философия автора и многих его персонажей, искушающих читателя своим парадоксальным мышлением. А само действие романов вариативно, как шахматные комбинации в разыгрываемой партии бытия, где иногда «из зла можно сконструировать его противоположность». Многие пьесы и романы были экранизированы. В их числе можно вспомнить и двухсерийный телевизионный фильм Витаутаса Жалакявичуса «Авария», снятый в Москве в 1974 г., в работе над которым принимал участие наш молдавский режиссер Ион Унгуряну. Его специально пригласил Жалакявичус репетировать сцены с такими известными актерами, как Ростислав Плятт, Юри Ярвет, Регимантас Адомайтис, Ирина Мирошниченко, чтобы сделать «актерский фильм» по пьесе Ф. Дюрренматта. Так парадоксальный писатель спровоцировал на парадоксы кинорежиссера. Но и читателя он тоже провоцирует: так что попробуйте открыть эту книгу – не оторветесь от нее, но зато «оторветесь» с ней! Гарантировано!

В.Ф.