Среди современных культурных традиций можно выделить «Пушкинские марафоны, проводимые Домом-музеем А. С. Пушкина совместно с библиотекой русской культуры и литературы им. М. В. Ломоносова вот уже десятилетие. Если первоначально День памяти поэта в библиотеке отмечался одним мероприятием, то в настоящее время проводится целый ряд разнообразных и разноформатных действ, являющихся своеобразным  марафоном. Более того, если десять лет назад «Пушкинский марафон» проводился лишь в День рождения поэта, то теперь их три, и это вполне закономерно: невозможно не отметить еще две знаменательные даты — День памяти и День приезда в Бессарабию. Поэтому к термину «пушкинский марафон» прибавились еще сезонные определения: «зимний», проводимый 29 января; «летний», 26 мая; «осенний», 21 сентября. И пусть знатоков жизни и творчества поэта не смущают дни, не совпадающие с хорошо всем известными числами – 6 июня, 10 февраля: тут все правильно, только даты у нас отмечаются по «старому стилю». Это связано с тем, что мероприятия «пушкинского марафона» проводятся двумя организациями, одна из которых – Кишиневский Дом-музей поэта, в известные всем дни проводит  свои многочисленные мероприятия : литературные митинги у памятника в Городском парке «Штефан Великий», сменяются панихидой в Свято-Георгиевской церкви, а затем литературно-музыкальными программами и экскурсиями в музее.

В этом году «зимний» марафон начался с лекции для взрослой аудитории, прочитанной музеографом Мариной Подлесной, организатором и ведущей Пушкинского лектория в библиотеке Ломоносова. Лекция о горькой утрате России началась с минуты молчания, когда каждый обратился к своей памяти об Александре Сергеевиче, и продолжилась рассказом о знаках предопределенности, которые судьба расставляла на нелегком пути Пушкина в бессмертие. Иллюстрации выставки документов помогали заглянуть в лица участникам трагедии, познакомиться с копиями послужных списков Пушкина и Дантеса, военно-судным делом, другими документами о трагическом событии, хранящимися в фондах музея.  Через два часа тема, конечно же, все еще не была исчерпана, т. к. это – самая загадочная история, которую, по словам Достоевского, «Пушкин оставил разгадывать нам». Но в это время уже пришли маленькие участники марафона. Для них взрослые решили сменить тон встречи и, несомненно, заинтересовали их конкурсом «Угадай героев и произведения Пушкина» по иллюстрациям к произведениям поэта, учеников российских художественных школ, уже несколько лет бережно хранящимися в  Доме-музее, и демонстрируемых на всех пушкинских марафонах.

К слову сказать, обладателем  замечательной коллекции детских рисунков Дом-музей стал благодаря искусствоведу и культурологу Ольге Тиховской, которые привезла из Музея-заповедника А. С. Пушкина в Больших Вязёмах и Захарове подаренные ей работы детей. Выставка великолепных творческих рисунков помогла не только заполнить визуальный ряд.  Дети с удовольствием узнавали Царевну-Лебедь и Белочку из  «Сказки о Царе Салтане», Шамаханскую царицу, бедного Старика и Золотую рыбку, а также вспоминали характеризующие пушкинских героев, пейзажи, произведения поэтические строки.

Замечательным и значительным стало следующее мероприятие: к нам в гости пришли ученики Театра-студии под руководством заслуженной артистки Республики Молдова Ларисы Хромовой с поэтической композицией «Мой Пушкин». Директор библиотеки познакомила гостей с деятельностью «Пушкинского лектория» и ключевыми моментами проведения пушкинских марафонов, среди которых – «ауканье Пушкиным», коллективными чтениями целыми аудиториями хором (что всегда потрясает свидетельством надежно хранящихся в памяти хрестоматийных строк поэта) вначале – «У Лукоморья», а по завершении — «Памятника». Иллюстрацией стала импровизированная инсценировка Марины Подлесной по сказке «О рыбаке и рыбке». Когда зрительница спектакля, читательница библиотеки, заинтересованная действием, происходящим на сцене с участием детей-исполнителей, с вопросом : все ли знают, как правильно прясть? — решила показать «на пальцах» детям старинный процесс прядения пряжи, стало ясно, что цель просветительской импровизации – не просто пересказать сказку, вспомнить ее, а еще и погрузить зрителей в другую историческую эпоху, осмыслить её через свои движения – была поставлена правильно!

Состоялось и традиционное «ауканье Пушкиным». Зрители – большие и маленькие, каждый со своим выражением — читали хором и «Лукоморье» и «Памятник». Талантливые студийцы – Катя и Марк Загарян заслуженно «искупались» в комплиментах и овациях – так трогательно-проникновенно звучали строки пушкинских стихов и поэм, обрамленные посвящением Анны Ахматовой, а также режиссерским даром самой Ларисы Николаевны, которая всегда умеет талантливо создать цельный спектакль из разрозненных поэтических творений. Председатель Союза писателей Молдовы им. А. С. Пушкина Виктор Райлян прочел свое посвящение поэту «Венок сонетов» — о нём и о красавице Земфире, чьей памятью наполнены холмы,  леса  и улицы нынешней Долны, где ныне располагается филиал музея Пушкина в Кишиневе.

Вот тут бы, после «памятника» и поставить точку, но читатели, перейдя в другой зал, снова слушали лекцию музеографа, которая на этот раз рассказывала о поэтических циклах, посвященных гибели Пушкина и включала в себя стихи прославленных и неизвестных поэтов о трагической утрате.

 Параллельно с мероприятиями шло и чтение стихов поэта «на камеру», чтобы потом на сайте библиотеки и в соцсетях можно было услышать, увидеть воочию сегодняшнее восприятие классики. Символичным стало само открытие зимних «пушкинских чтений» Председателем Координационного совета российских соотечественников в Молдове Петром Артемовичем Донцовым, на память прочитавшим знаменитое «Я вас любил…».  Декламировали стихи поэта, говорили о его любви к зиме и замечательный просветитель Галина Тодось, и член СП им. Пушкина Алексей Дука, и читатели библиотеки.

Время пролетело незаметно, расставаться не хотелось, потому что в библиотеке им. М. В. Ломоносова умеют создать душевную атмосферу, где каждый может не только проявить себя, но увидеть, понять, принять проявления чуда пушкинской поэзии в своих единомышленниках.

                Марина Подлесная, Маргарита Щелчкова